АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Дело № А31-1235/2010
г. Кострома 01 июня 2010 года
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Семенова А.И. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску администрации Буйского муниципального района Костромской области к департаменту строительства Костромской области о взыскании 23 250 316 руб. 41 коп.
Третьи лица: департамент финансов Костромской области.
Лицо, ведущее протокол: секретарь судебного заседания Красавина Н.В.
При участии в заседании:
от истца: Смирнова О.В. (доверенность от 12.05.2010),
от ответчика: Петухова Л.В. (доверенность от 14.01.2010),
от третьих лиц: не явился (ходатайство).
Суд установил следующее.
Администрация Буйского муниципального района Костромской области (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с иском к департаменту строительства Костромской области (далее – департамент строительства) о взыскании 23 250 316 руб. задолженности по договору о совместной деятельности.
Исковые требования основаны на положениях статей 309, 1046 и 1047 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по выделению средств на газификацию населенных пунктов Буйского муниципального района.
Определением от 13.04.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент финансов Костромской области (далее – департамент финансов).
В судебном заседании представитель истца требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 01.06.2010 до 16 час. 30 мин.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Законом Костромской области от 03.12.2007 № 233-4-ЗКО «Об областном бюджете на 2008 год» (далее – Закон об областном бюджете на 2008 год) утверждена областная адресная инвестиционная программа на 2008 год, в рамках которой предусмотрены субсидии на софинансирование работ по газификации населенных пунктов Буйского района (приложение № 33).
В целях реализации программы между департаментом строительства (департамент) и администрацией (заказчик) заключен договор о совместной деятельности № 16 от 12.02.2008.
В соответствии с пунктом 1.1 договора (в редакции дополнительного соглашения от 06.05.2008 № 2) его предметом является осуществление совместных скоординированных действий по проектированию и строительству объекта: «Газификация населенных пунктов Буйского района, в том числе, н.п. Шушкодом, с. Романцево, п. Талица, с. Воскресенье, с. Кренево, п. Борок, д. Ильино, д. Вахрушево» (далее – объект).
Согласно пункту 2.1 договора (в редакции дополнительного соглашения от 01.10.2008 № 3) департамент производит финансирование проектирования и строительства объекта в 2008 году в сумме 62 100 000 руб., в том числе, погашение кредиторской задолженности за 2007 год в сумме 9 200 000 руб.
В соответствии с пунктом 4.1 договора департамент предусматривает в расходной части бюджета области на 2008 год денежные средства на проектирование и строительство объекта; перечисляет на счет бюджета муниципального образования из областного бюджета денежные средства за счет субсидий областного бюджета на проектирование и строительство объекта в сумме 62 100 000 руб., в том числе, погашение кредиторской задолженности за 2007 год в сумме 9 200 000 руб.; контролирует целевое использование денежных средств (пункт 4.1).
Заказчик обязался предусматривать в расходной части бюджета муниципального образования на 2008 год денежные средства на выполнение работ по объекту; выполнять функции заказчика в соответствии с Положением о заказчике-застройщике; предоставлять в департамент пакет документов согласно постановлению губернатора Костромской области от 28.05.2002 № 223; принимать участие в финансировании проектирования и строительства объекта в сумме 1812000 руб. (пункт 4.2).
Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует в течение 2008 года (пункт 7.1).
В связи с внесением изменений в Закон об областном бюджете на 2008 год между сторонами 11.03.2008, 06.05.2008 и 01.10.2008 заключены дополнительные соглашения к договору № 16 от 12.02.2008.
Дополнительным соглашением от 30.04.2009 № 4 срок действия договора продлен сторонами до 31.12.2009.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по перечислению средств на финансирование расходов по газификации населенных пунктов Буйского муниципального района послужило основанием обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Оценив представленные в дело доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей сторон, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация газоснабжения поселений в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Положениями пункта 2 статьи 18 указанного федерального закона установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации Законом о бюджете субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.
Предоставление указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) осуществляется в соответствии со статьей 179 данного Кодекса, с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и решениями Президента Российской Федерации, а также за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации в соответствии со статьей 179.2 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов).
Из материалов дела следует, что в 2008 году в рамках областной адресной инвестиционной программы (по состоянию на 01.10.2008) на газификацию населенных пунктов Буйского муниципального района было запланировано 62 100 000 руб. в виде субсидий.
Законом Костромской области от 29.12.2008 № 422-4-ЗКО в программу внесены изменения. Размер субсидий на газификацию населенных пунктов Буйского муниципального района уменьшен до 46 000 000 руб.
В 2008 году Буйскому району перечислено субсидий в размере 38 849 683 руб. 59 коп.
Не перечисленные в 2008 году субсидии предусмотрены в 2009 году в рамках реализации областной адресной инвестиционной программы на 2009 год в сумме 8 937 000 руб. (приложение № 10 к Закону Костромской области от 23.12.2008 № 417-4-ЗКО «Об областном бюджете на 2009 год»), из которых Буйскому муниципальному району перечислено 6 563 058 руб. 62 коп.
Таким образом, софинансирование объектов строительства осуществлялось субъектом Российской Федерации – Костромской областью в лице уполномоченного органа - департамента строительства в раках межбюджетных отношений в соответствии с требованиями статей 79, 135 и 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В части 1 статьи 53 Кодекса установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Из материалов дела следует, что предметом заявленных требований администрации является взыскание не перечисленных из бюджета Костромской области субсидий в размере 23 250 316 руб. 41 коп.
Данный спор возник из межбюджетных отношений и носит публично-правовой характер.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что о том, что рассматриваемый в рамках настоящего дела спор, вытекающий из бюджетных правоотношений, не отнесен к ведению арбитражного суда ни Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, ни Бюджетным кодексом Российской Федерации, ни другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежи рассмотрению в арбитражном суде.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 150, статьями 151, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Костромской области
ОПРЕДЕЛИЛ:
производство по делу № А31-1235/2010 прекратить.
Определение может быть обжаловано.
Судья А.И. Семенов