20/2012-25612(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров ул. К. Либкнехта, 102
http://kirov.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов
Дело № А28-11373/2010
251/20-313
г. Киров
23 апреля 2012 года
Резолютивная часть определения объявлена 16 апреля 2012 года
В полном объеме определение изготовлено 23 апреля 2012 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шаклеиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Кашеусовой Ю.С.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы о включении требования в сумме 23 930 499 рублей 17 копеек
в реестр требований кредиторов Кировского областного государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, «Кировлес» (ОГРН 1074345062461, ИНН 4345217040, Кировская область, г. Киров, Автотранспортный пер, 4),
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – Никулиной И.В., по доверенности от 21.12.2011,
от конкурсного управляющего – Алалыкина Д.В., по доверенности от 07.11.2011,
установил:
Решением Арбитражного суда Кировской области от 19.10.2011 должник – Кировское областное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, «Кировлес» (далее – должник, КОГУП «Кировлес») признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Перминов Владимир Анатольевич.
Сведения о введении процедуры конкурсного производства в отношении должника опубликованы в газете «Коммерсантъ» от 12.11.2011 №212.
Федеральная налоговая служба России (далее – ФНС России, уполномоченный орган, заявитель), руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве», обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о включении в третью очередь реестра требований кредиторов КОГУП «Кировлес» требования по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды в сумме 4 250 474 рубля 70 копеек, в том числе налог – 3 129 215 рублей 76 копеек, пени – 1 091 854 рубля 94 копейки, штраф – 29 404 рубля 00 копеек; по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 437 768 рублей 24 копейки, в том числе взнос - 1 183 324 рубля 75 копеек, пени - 254 443 рубля 49 копеек, по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование в сумме 793 718 рублей 56 копеек, в том числе недоимка -
760 117 рублей 86 копеек, пени - 33 557 рублей 01 копейка, штраф - 43 рубля 69 копеек, по уплате исполнительского сбора в сумме 1 325 079 рублей 93 копейки, по уплате капитализированных платежей в сумме 16 123 457 рублей 74 копейки.
Заявитель в судебном заседании обосновал заявленное требование.
Конкурсный управляющий в отзыве и в судебном считает требование частично обоснованным, возражает о включении в реестр требований кредиторов требования по уплате пени на налог ЕСН в размере 55 325 рублей 09 копеек (требование от 13.11.2003 №932) в связи пропуском срока исковой давности и требования по уплате капитализированных платежей в размере 4 8884 094 рубля 73 копейки (требование об уплате дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию). В отношении последнего конкурсный управляющий указывает на то, что приказ Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 28.01.2011 №59-А «Об утверждении нормативов формирования средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию» на 2011 год, на основании которого был произведен расчет дополнительных расходов, не может быть использован в качестве доказательства по делу, поскольку не был опубликован и не вступил в законную силу. В остальной части конкурсный управляющий считает требование обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов третьей очереди.
В ходе рассмотрения обоснованности требования установлено следующее.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации организация обязана уплачивать законно установленные налоги. В соответствии со статьей 45 названного Кодекса обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. На основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки подлежит уплате в бюджет пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.
В нарушение указанных норм закона должник возложенные на него обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды не исполнил.
ФНС России заявлено о включении в третью очередь реестра требований кредиторов КОГУП «Кировлес» требования в сумме 4 250 474 рубля 70 копеек, в том числе налог – 3 129 215 рублей 76 копеек, пени – 1 091 854 рубля 94 копейки, штраф – 29 404 рубля 00 копеек.
В соответствии с абзацем 3 пункта 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» в качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, судом могут быть расценены подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным) представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика, а также требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.
Наличие и размер задолженности подтверждается всеми представленными в материалы дела доказательствами, в том числе требованиями об уплате налога, пени и штрафа, решениями о взыскании налога, пени и штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
В тоже время требование уполномоченного органа в части включения в реестр требования задолженности по пени в размере 55 325 рублей 09 копеек не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что задолженность в размере 55 325 рублей 09 копеек, указанная в требовании №932 по состоянию на 13.11.2003, является суммой пеней, начисленной по налогу ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет.
Таким образом, спорная сумма задолженности является пеней по налогу, срок уплаты которого наступил до 20.10.2003. Срок уплаты пени – 23.11.2003.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 настоящего кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок направления требования об уплате налога установлен статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
Согласно пункту 7 статьи 46, пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика
налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 Кодекса.
На основании абзаца 2 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, определенном Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (абзац 3 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации).
По смыслу статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе применить меру принудительного взыскания налога за счет имущества налогоплательщика только после соблюдения порядка бесспорного принудительного взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах в банках.
Конкурсный управляющий заявляет об истечении срока исковой давности отношении требования №932
Представитель уполномоченного органа в судебном заседании пояснил, что представить решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также электронных денежных средств, о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя не имеет возможности в связи с их отсутствием.
Таким образом, учитывая, что уполномоченный орган не принял своевременно меры к взысканию спорной задолженности, суд приходит к выводу о недействительности требования №932, поскольку оно предъявлено с нарушением срока его выставления, возможность взыскания пени в размере 55 325 рублей 09 копеек утрачена.
На основании вышеизложенного, заявление ФНС России о включении в третью очередь реестра требований кредиторов КОГУП «Кировлес» требования по обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды обоснованно в части и подлежит удовлетворению в сумме 4 195 149 рублей 61 копейка, в том числе налог – 3 129 215 рублей 76 копеек, пени – 1 036 529 рублей 85 копеек, штраф – 29 404 рубля 00 копеек.
В части включения требования об уплате пени 55 325 рублей 09 копеек следует отказать в связи с истечение сроков исковой давности.
ФНС России заявлено о включении в третью очередь реестра требований кредиторов КОГУП «Кировлес» требования по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 437 768 рублей 24 копейки, в том числе взнос - 1 183 324 рубля 75 копеек, пени - 254 443 рубля 49 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон № 212-ФЗ) плательщики
страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Согласно части 1 статьи 60 Федерального закона №212-ФЗ недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу части 2 статьи 60 Федерального закона №212-ФЗ взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31.12.2009 включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном Законом №212- ФЗ.
Частью 2 статьи 18 Федерального закона №212-ФЗ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» при осуществлении процедур банкротства страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, не являющиеся текущими требованиями, подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
Наличие задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование подтверждается материалами дела, в том числе требованиями об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 26.10.2010, от 01.02.2011, от 07.02.2011, от 08.02.2011, от 10.02.2011, от 18.02.2011, от 19.04.2011, от 25.04.2011, от 25.07.2011, от 01.08.2011, от 16.08.2011, от 19.10.2011, от 31.10.2011, от 02.11.2011, от 03.11.2011, от 07.11.2011, от 08.11.2011, от 11.11.2011, от 24.11.2011, решениями о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках от 23.11.2010, от 03.03.2011, от 31.03.2011.
Конкурсный управляющий заявленный ФНС России размер задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подтверждает.
Таким образом, заявление уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов КОГУП «Кировлес» требования по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 437 768 рублей 24 копейки, в том числе взнос - 1 183 324 рубля 75 копеек, пени - 254 443 рубля 49 копеек обоснованно и подлежит удовлетворению.
ФНС России заявила о включении в третью очередь реестра требований кредиторов КОГУП «Кировлес» требования по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 793 718 рублей 56 копеек, в том числе недоимка - 760 117 рублей 86 копеек, пени33 557 рублей 01 копейка.
Федеральный закон №212-ФЗ также регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 1 статьи 1 Федерального закона №212-ФЗ)
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 №125-ФЗ страхователь, которым является должник, обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы. При задержке уплаты страхового взноса страхователь уплачивает страховщику пеню в установленном размере за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен был уплачен страховой взнос (статья 22.1 Федерального закона).
Наличие задолженности должника перед заявителем по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 793 718 рублей 56 копеек, в том числе недоимка - 760 117 рублей 86 копеек, пени33 557 рублей 01 копейка подтверждается расчетными ведомостями по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации, актами от 29.07.2010, от 07.10.2010, от 11.10.2010, от 13.10.2010, от 14.10.2010, от 15.10.2010, от 21.10.2010, от 25.10.2010, от 24.12.2010, от 13.01.2011, от 18.01.2011, от 24.01.2011, от 26.01.2011, от 28.01.2011, от 31.01.2011, от 01.02.2011, от 02.02.2011, от 03.02.2011, от 07.02.2011, от 08.02.2011, от 04.03.2011, от 27.04.2011, от 31.05.2011, от 03.06.2011, от 10.06.2011, от 23.07.2011, от 10.08.2011, от 15.08.2011, от 17.08.2011, от 02.09.2011, от 15.09.2011, решениями от 07.07.2010, от 16.08.2010, от 02.10.2010, от 28.10.2010, от 29.10.2010, от 08.11.2010, от 09.11.2010, от 24.11.2010, от 13.12.2010, от 15.12.2010, от 17.12.2010, от 20.12.2010, от 21.12.2010, от 03.02.2011, от 07.02.2011, от 08.02.2011, от 28.02.2011, от 01.03.2011, от 03.03.2011, от 04.03.2011, от 05.03.2011, от 06.03.2011, от 09.03.2011, от 10.03.2011, от 11.03.2011, от 14.03.2011, от 15.03.2011, от 28.03.2011, от 30.03.2011, от 31.03.2011, от 21.04.2011, от 22.04.2011, от 27.04.2011, от 12.05.2011, от 16.05.2011, от 18.05.2011, от 01.06.2011, от 29.06.2011, от 06.07.2011, от 18.07.2011, от 25.07.2011, , от 23.08.2011, от 07.09.2011, от 14.09.2011, от 19.10.2011, от 08.11.2010, требованиями от 08.06.2010, от 26.07.2010, от 19.10.2010, от 29.10.2010, от 08.11.2010, от 09.11.2010, от 18.11.2010, от 22.11.2010, от 25.11.2010, от 26.10.2010, от 26.11.2010, от 29.11.2010, от 15.12.2010, от 20.12.2010, от 17.01.2011, от 27.01.2011, от 28.01.2011, от 01.02.2011, от 03.02.2011, от 07.02.2011, от 08.02.2011, от 10.02.2011, от 01.03.2011, от 03.02.2011, от 05.03.2011, от 22.03.2011, от 24.03.2011, от 28.03.2011, от 29.03.2011, от 30.03.2011, от 01.04.2011, от 04.04.2011, от 05.04.2011, от 06.04.2011, от 08.04.2011, от 01.06.2011, от 29.06.2011, от 07.09.2011, от 13.09.2011, от 14.09.2011, от 29.09.2011, от 05.10.2011, от 19.10.2011.
На момент рассмотрения требования суду не представлено доказательств, свидетельствующих о своевременном исполнении должником обязательств по уплате обязательных платежей и взносов.
Учитывая, что требование заявителя по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме
793 718 рублей 56 копеек, в том числе недоимка - 760 117 рублей 86 копеек, пени33 557 рублей 01 копейка, подтверждено документально, признано конкурсным управляющим, арбитражный суд считает требование заявителя обоснованным и подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов КОГУП «Кировлес».
Кроме того, ФНС России заявлено о включении в реестр требований кредиторов задолженности по капитализированным платежам в размере 16 123 457 рублей 74 копеек.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» при ликвидации страхователя – юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 №863 «Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц- страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», расчет размера капитализируемых платежей производится в соответствии с «Методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц – страхователей», утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 №72 (далее – Методика).
Согласно уведомлению о наличии задолженности из ГУ – Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 08.11.2011 №01-22/04/20849 с рядом работников КОГУП «Кировлес» при исполнении ими своих трудовых обязанностей произошли несчастные случаи на производстве.
С работником Шуклиным Сергеем Алексеевичем 26.08.2009 произошел несчастный случай на производстве, что подтверждается актом формы Н-1 о несчастном случае на производстве от 28.10.2009 №04-09. По заключению ФМБА ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кировской области» филиал 10 Шуклину С.А. установлено 70% утраты профессиональной трудоспособности в связи с трудовым увечьем (выписка из акта освидетельствования от 01.06.2011) и определена нуждаемость в дополнительных видах помощи. Шуклину С.А. назначены ежемесячные страховые выплаты в размере 9 954 рубля 89 копеек (приказ от 07.06.2011 №3457-В.). Из представленного в материалы дела расчета размера капитализированных платежей по КОГУП «Кировлес» составленного на основании Методики, размер капитализируемых платежей с учетом коэффициента капитализации пострадавшему Шуклину С.А. составил 4 306 456 рублей 26 копеек, в том числе для обеспечения ежемесячных страховых выплат - 2 437 653 рубля 91 копейка, для оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию – 1 868 802 рубля 36 копеек.
С работником Кокоулиным Василием Васильевичем 20.01.2008 произошел несчастный случай на производстве, что подтверждается актом формы Н-1 о несчастном случае на производстве от 30.10.2008 №3. По заключению ФМБА ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кировской области» филиал 4 Кокоулину В.В. установлено 60% утраты профессиональной трудоспособности в связи с трудовым увечьем (выписка из акта освидетельствования от 03.06.2011) и определена нуждаемость в дополнительных видах помощи. Кокоулину В.В. назначены ежемесячные страховые выплаты в размере 9 597 рублей 01 копейка (приказ от 15.06.2011 №3551-В.). Из
представленного в материалы дела расчета размера капитализированных платежей по КОГУП «Кировлес» составленного на основании Методики, размер капитализируемых платежей с учетом коэффициента капитализации пострадавшему Кокоулину В.В. составил 3 453 410 рублей 62 копейки, в том числе для обеспечения ежемесячных страховых выплат – 2 595 607 рублей 32 копейки, для оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию – 857 803 рубля 30 копеек.
С работником Колесовым Николаем Федоровичем 25.12.2007 произошел несчастный случай на производстве, что подтверждается актом формы Н-1 о несчастном случае на производстве от 30.12.2007 №1. По заключению ФМБА ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кировской области» филиал 4 Колесову Н.Ф. установлено 30% утраты профессиональной трудоспособности в связи с трудовым увечьем (выписка из акта освидетельствования от 18.05.2009) и определена нуждаемость в дополнительных видах помощи. Колесову Н.Ф. назначены ежемесячные страховые выплаты в размере 3 249 рублей 24 копейки (приказ от 11.01.2011 №211-В.). Из представленного в материалы дела расчета размера капитализированных платежей по КОГУП «Кировлес» составленного на основании Методики, размер капитализируемых платежей с учетом коэффициента капитализации пострадавшему Колесову Н.Ф. составил 1 206 283 рубля 23 копейки, в том числе для обеспечения ежемесячных страховых выплат – 572 776 рублей 03 копейки, для оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию – 633 507 рублей 20 копеек.
С работником Калугиным Николаем Сергеевичем 02.07.2009 произошел несчастный случай на производстве, что подтверждается актом формы Н-1 о несчастном случае на производстве от 18.11.2010 №2. По заключению ФМБА ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кировской области» филиал 3 Калугину Н.С. установлено 60% утраты профессиональной трудоспособности в связи с трудовым увечьем (выписка из акта освидетельствования от 12.08.2011) и определена нуждаемость в дополнительных видах помощи. Калугину Н.С. назначены ежемесячные страховые выплаты в размере 7 118 рублей 82 копейки (приказ от 21.09.2011 №5013-В.). Из представленного в материалы дела расчета размера капитализированных платежей по КОГУП «Кировлес» составленного на основании Методики, размер капитализируемых платежей с учетом коэффициента капитализации пострадавшему Калугину Н.С. составил 1 206 283 рубля 23 копейки, в том числе для обеспечения ежемесячных страховых выплат – 1 925 356 рублей 06 копеек, для оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию – 773 627 рублей 60 копеек.
Также, 02.07.2009 у работника Демченко Ивана Ивановича установлено профессиональное заболевание, что подтверждается актом о случае профессионального заболевания от 10.08.2009. По заключению ФМБА ФГУ «Главное бюро медико- социальной экспертизы по Кировской области» филиал 16 Демченко И.И. установлено 80% утраты профессиональной трудоспособности в связи с профессиональным заболеванием (выписка из акта освидетельствования от 29.08.2011) и определена нуждаемость в дополнительных видах помощи. Демченко И.И. назначены ежемесячные страховые выплаты в размере 5 775 рублей 05 копеек бессрочно (приказ от 05.09.2011 №4750-В.). Из представленного в материалы дела расчета размера капитализированных платежей по КОГУП «Кировлес» составленного на основании Методики, размер капитализируемых платежей с учетом коэффициента капитализации пострадавшему Демченко И.И. составил 2 116 615 рублей 60 копеек, в том числе для обеспечения ежемесячных страховых выплат – 1 366 261 рубль 33 копейки, для оплаты
дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию – 750 354 рубля 27 копеек.
Работник КОГУП «Кировслес» Канюков Иван Васильевич умер в результате несчастного случая на производстве 06.03.2010, что подтверждается актом формы Н-1 о несчастном случае на производстве от 23.03.2010 №1. в связи со смертью застрахованного работника Канюкова И.В. (свидетельство о смерти от 10.03.2010 серия 1-ИР №816006) Канюковой Полине Ивановне 03.11.2007 (свидетельство о рождении от 18.11.2007 серия I-ИР №709457) назначены ежемесячные страховые выплаты в размере 4 158 рублей 52 копейки (выписка из прикащза от 18.01.2011 №917-В). Из представленного в материалы дела расчета размера капитализированных платежей по КОГУП «Кировлес» составленного на основании Методики, размер капитализируемых ежемесячных платежей лицам, имеющим право на их получение в связи со смертью пострадавшего в результате наступления страхового случая с учетом коэффициента капитализации составил 2 341 708 рублей 36 копеек.
Таким образом, размер капитализируемых платежей, предъявленных уполномоченным органом для включения в реестр требований кредиторов должника, составляет 16 123 457 рублей 74 копеек. Обоснованность требований ФНС России в указанном размере подтверждается, имеющими в материалах дела доказательствами, а именно: актами формы Н-1 о несчастном случае на производстве, выписками из актов освидетельствования.
В силу пункта 1 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006г. № 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей» порядок капитализации повременных платежей и выплаты должником капитализированной суммы, предусмотренный пунктом 1 статьи 135 Закона, подлежит применению в случае удовлетворения требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, не являющихся застрахованными или иными лицами, имеющими право на страховые выплаты по обязательному страхованию.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006г. № 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей», требование о выплате капитализированных платежей, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании, не является требованием гражданина-кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации, и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди.
Суд не принимает довод конкурсного управляющего о том, что в основу требования уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов в части уплаты капитализированных платежей в размере 4 8884 094 рубля 73 копейки (требование об уплате дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию) положено недопустимое доказательство – нормативный правовой акт (приказ Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 28.01.2011 №59-А «Об утверждении нормативов формирования средств на покрытие
дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию»), принятый с нарушением закон (не был опубликован и не вступил в законную силу).
В порядке положений 2 раздела Методики расчет размера капитализируемых платежей проводится на момент принятия арбитражным судом решения о признании страхователя банкротом и открытии конкурсного производства (на дату принятия решения о ликвидации страхователя) на каждого получателя путем умножения коэффициента капитализации на соответствующие социальную норму или экономический норматив формирования средств на обеспечение по страхованию.
Коэффициенты капитализации при расчете дополнительных расходов установлены непосредственно Методикой (таблицы №1.4, 1.8, 1.9, 1.11).
Согласно письму Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.11.2001 №02-18/07-7809 «О применении методики расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц – страхователей» нормативы формирования средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию разрабатываются региональным отделением Фонда самостоятельно и ежегодно уточняются с учетом изменения уровней потребительских цен. Нормативы утверждаются управляющим региональным отделением Фонда.
Кроме того, в данном письме указано, что в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страхователь, признанный несостоятельным (банкротом), обязан внести в региональное отделение Фонда по месту своей регистрации капитализированные платежи. Порядок внесения капитализированных платежей установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 №863.
В соответствии с пунктом 25 постановления Правительства Российской Федерации «О фонде социального страхования Российской Федерации» от 12.02.1994 №101 региональные и центральные отраслевые отделения Фонда и их филиалы устанавливают для страхователей в соответствии с инструкцией нормативы расходов, необходимые для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию работников.
Приказом ГУ – Кировского регионального отделения ФСС РФ от 28.01.2011 №59- А были установлены нормативы формирования средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию на одного пострадавшего при ликвидации (банкротстве) предприятий на 2011 год.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что расчет размера дополнительных расходов произведен уполномоченным органом в соответствии с Методикой и с применением нормативов установленных приказом ГУ – Кировского регионального отделения ФСС РФ от 28.01.2011 №59-А.
Данный приказ издан в пределах компетенции регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации своевременно и надлежаще оформлен.
Поскольку приказ ГУ – Кировского регионального отделения ФСС РФ от 28.01.2011 №59-А издан должностным лицом, то есть является локальным нормативным актом, он вводится в действие со дня утверждения, если иное не оговорено самим документом.
Принятые в пределах компетенции правовые акты вступают в силу с момента их подписания, если иное не указано в самом акте.
Доказательств того, что размер капитализированных платежей в части дополнительных расходов, рассчитанных по утвержденной Методике, не соответствует действующему законодательству и нарушает права должника, суду не представлены.
Доказательства, свидетельствующие о признании приказ ГУ – Кировского регионального отделения ФСС РФ от 28.01.2011 №59-А недействующим в установленном законом порядке, в материалы дела не представлены, следовательно, положения указанного нормативного правового акта подлежат применению.
Суд не принимает ссылку конкурсного управляющего на положения части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, поскольку данной нормой права предусмотрено, что не могут применяться без надлежащего опубликования для всеобщего сведения нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. В рассматриваемом случае спор рассматривается между юридическими лицами.
Также уполномоченный орган просит включить в реестр требований кредиторов требование по уплате исполнительского сбора.
В обоснование заявленного требования о включении в реестр требований кредиторов должника исполнительского сбора в сумме 1 325 079 рублей 93 копейки ФНС России представила постановления о взыскании исполнительского сбора Управления ФССП по Кировской области от 26.10.2011, которые в силу статей 7, 88 Федерального закона «Об исполнительном производстве» являются исполнительными документами.
Согласно статье 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, сумма исполнительского сбора относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по возмещению исполнительских действий, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве», судам необходимо учитывать, что исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в статье 2 Закона о банкротстве, исполнительский сбор относится к обязательным платежам. Требования по уплате оставшейся не удержанной из выручки от продажи имущества должника суммы исполнительского сбора представляет в деле о банкротстве уполномоченный орган, которым является Федеральная налоговая служба. В силу того, что исполнительский сбор по своей природе носит характер штрафной санкции, такие требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
Конкурсный управляющий и служба судебных приставов провели сверку задолженности, задолженность в размере 1 325 079 рублей 93 копейки подтверждается.
На момент рассмотрения требования суду не представлено доказательств, свидетельствующих о своевременном исполнении должником обязательств по уплате обязательных платежей и взносов, исполнительского сбора.
Учитывая, что требование заявителя подтверждено документально конкурсным управляющим, арбитражный суд признает требование ФНС России в сумме 1 325 079 рублей 93 копейки обоснованным.
Учитывая, что требование ФНС России в сумме 23 875 174 рубля 08 копеек подтверждено документально, арбитражный суд считает данное требование Федеральной налоговой службы обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов КОГУП «Кировлес».
На основании изложенного и руководствуясь статьей 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 188, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
признать требование Федеральной налоговой службы в сумме 23 875 174 рубля 08 копеек обоснованным.
Включить требование Федеральной налоговой службы по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды в сумме 4 195 149 рублей 61 копейка, в том числе налог – 3 129 215 рублей 76 копеек, пени – 1 036 529 рублей 85 копеек, штраф – 29 404 рубля 00 копеек; по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 437 768 рублей 24 копейки, в том числе взнос - 1 183 324 рубля 75 копеек, пени - 254 443 рубля 49 копеек, по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование в сумме 793 718 рублей 56 копеек, в том числе недоимка760 117 рублей 86 копеек, пени - 33 557 рублей 01 копейка, штраф - 43 рубля 69 копеек, по уплате исполнительского сбора в сумме 1 325 079 рублей 93 копейки, по уплате капитализированных платежей в сумме 16 123 457 рублей 74 копейки в третью очередь реестра требований кредиторов Кировского областного государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения «Кировлес».
В остальной части требования отказать.
Определение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня вынесения.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Кировской области.
Судья | Е.В. Шаклеина |
2 А28-11373/2010
3 А28-11373/2010
4 А28-11373/2010
5 А28-11373/2010
6 А28-11373/2010
7 А28-11373/2010
8 А28-11373/2010
9 А28-11373/2010
10 А28-11373/2010
11 А28-11373/2010
12 А28-11373/2010