НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Приказ Минфина России от 05.08.2024 N 324 "Об утверждении Обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов в 2023 г."

"Об утверждении Обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов в 2023 г."
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 5 августа 2024 г. N 324
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБОБЩЕНИЯ И АНАЛИЗА
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
АУДИТОРОВ В 2023 Г.
В соответствии с пунктом 13 Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. N 517, приказываю:
утвердить Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов в 2023 г.
Заместитель Министра
А.В.МОИСЕЕВ
Утвержден
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 05.08.2024 N 324
ОБОБЩЕНИЕ И АНАЛИЗ
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
АУДИТОРОВ В 2023 Г.
Введение
В настоящем документе обобщена и проанализирована правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов и правоприменительная практика соблюдения этой организацией требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности") и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России (далее - обязательные требования).
Настоящий документ составлен на основе анализа требований нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, результатов наблюдения (мониторинга) исполнения саморегулируемой организацией аудиторов обязательных требований, анализа поступивших в Минфин России отчетов саморегулируемой организации аудиторов, обращений граждан о деятельности саморегулируемой организации аудиторов, анализа документов и сведений, размещенных на официальном сайте саморегулируемой организации аудиторов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Интернет).
1. Общая характеристика государственного контроля (надзора)
за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов
Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов (далее - государственный контроль) осуществляет Минфин России. В 2023 г. объектом государственного контроля являлась саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация "Содружество" (далее - ААС).
ААС находится в Москве, объединяет аудиторов и аудиторские организации. Согласно данным реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов по состоянию на 1 января 2023 г. членами ААС были 2444 аудиторских организаций и 16397 аудиторов, по состоянию на 31 декабря 2023 г. - 2212 аудиторских организаций и 15622 аудиторов.
Основанием осуществления Минфином России государственной функции по государственному контролю являются статья 22 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", подпункт 5.3.30 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, и пункт 2 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1202. Порядок исполнения данной государственной функции установлен Административным регламентом по осуществлению Министерством финансов Российской Федерации государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов, утвержденным приказом Минфина России от 14 декабря 2021 г. N 212н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2022 г. N 66935).
Согласно Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" предметом государственного контроля является соблюдение ААС обязательных требований. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов, утвержден приказом Минфина России от 10 марта 2022 г. N 94.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2023 г. были установлены особенности организации и осуществления плановых контрольных (надзорных) мероприятий и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В соответствии с этим постановлением Правительства Российской Федерации в 2023 г. проверки деятельности ААС не планировались и не проводились. Основания для проведения внеплановых проверок ААС отсутствовали.
На основании Программы профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России саморегулируемой организацией аудиторов на 2023 год, утвержденной приказом Минфина России от 30 ноября 2022 г. N 526 (далее - Программа профилактики), Минфином России проводились мероприятия по контролю без взаимодействия с ААС, которые осуществлялись посредством анализа информации о деятельности и действиях ААС при размещении информации в Интернете, предоставлении в Минфин России информации о деятельности либо действиях ААС, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на ААС в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Такие мероприятия проведены в марте - апреле, июле - августе и ноябре - декабре 2023 г. По их результатам Минфином России направлены письма в ААС от 2 мая 2023 г. N 07-03-14/40031, от 30 августа 2023 г. N 07-03-14/82816 и от 19 декабря 2023 г. N 07-03-16/123158 о выявленных нарушениях и недостатках.
В 2023 г. ААС, ее должностные лица не привлекались к административной ответственности в соответствии со статьей 14.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях оказания методической помощи ААС, а также предотвращения возможных нарушений Минфином России проводилась соответствующая профилактическая работа. Эта работа велась в соответствии с Программой профилактики. Основными способами проведения такой работы в 2023 г. стали:
1) поддержание в актуальном виде размещенных на официальном сайте Минфина России в Интернете (далее - официальный сайт Минфина России) текстов нормативных правовых актов и их отдельных положений, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов (27 июля 2023 г. размещен Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" в редакции Федерального закона от 24 июля 2023 г. N 355-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и статьи 1 и 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и признании утратившей силу части 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле");
2) размещение на официальном сайте Минфина России доклада об осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов за 2022 г. (2 марта 2023 г.);
3) проведение совещаний с представителями ААС по обсуждению результатов анализа практики применения ею обязательных требований (30 мая и 21 декабря 2023 г.) и размещение информации о проведенных совещаниях на официальном сайте Минфина России (1 июня и 21 декабря 2023 г.);
4) размещение Обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов в 2022 г., утвержденного приказом Минфина России от 19 июня 2023 г. N 274, на официальном сайте Минфина России (22 июня 2023 г.);
5) подготовка отчета о контроле деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2022 г. и размещение его на официальном сайте Минфина России (22 августа 2023 г.);
6) размещение результатов анкетирования ААС об эффективности и результативности мероприятий Программы профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России саморегулируемой организацией аудиторов на 2022 год, утвержденной приказом Минфина России от 26 ноября 2021 г. N 526, на официальном сайте Минфина России (21 февраля 2023 г.);
7) размещение Программы профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России саморегулируемой организацией аудиторов на 2024 год", утвержденной приказом Минфина России от 27 ноября 2023 г. N 523, на официальном сайте Минфина России (28 ноября 2023 г.);
8) размещение на официальном сайте Минфина России методического материала по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов (3 февраля 2023 г.);
9) размещение в специальном разделе на официальном сайте Минфина России Информационного сообщения Минфина России и Росфинмониторинга о выявлении аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами подозрительных операций при исполнении требований Федерального закона 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (1 августа 2023 г.);
10) размещение на официальном сайте Минфина России информационных сообщений об изменениях в нормативных правовых актах (11 января, 18 апреля и 27 декабря 2023 г.).
В 2023 г. основания и результаты проведения мероприятий по контролю в отношении ААС в судах не оспаривались.
2. Правоприменительная практика организации и проведения
государственного контроля (надзора) за деятельностью
саморегулируемой организации аудиторов
Обобщение и анализ правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля в 2023 г. не выявил проблемных вопросов.
3. Правоприменительная практика соблюдения саморегулируемой
организацией аудиторов обязательных требований
По результатам мероприятий по контролю без взаимодействия с ААС, осуществленных в 2023 г., выявлены отдельные нарушения и недостатки в организации работы ААС по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов, а также исполнению обязанности по обеспечению доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальном сайте саморегулируемой организацией аудиторов в Интернете, по информированию Минфина России об изменении документов саморегулируемой организации аудиторов. ААС приняты меры, направленные на устранение этих нарушений и недостатков (письма ААС от 31 мая 2023 г., от 29 сентября 2023 г., от 10 ноября 2023 г., от 15 февраля 2024 г.). Устаревшие, дублирующие и избыточные обязательные требования не установлены.
4. Выводы и предложения по обобщению и анализу
правоприменительной практики контрольно-надзорной
деятельности при осуществлении государственного контроля
Проведенное обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля в 2023 г. свидетельствует о том, что:
1) государственный контроль обеспечивает своевременное выявление и устранение нарушений и недостатков в исполнении обязательных требований к саморегулируемой организации аудиторов и, тем самым, защиту интересов членов этой организации и иных заинтересованных лиц;
2) Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" и принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты обеспечивают правовую основу деятельности саморегулируемой организации аудиторов и выполнения возложенных на нее функций, а также осуществления государственного контроля;
3) проводимые мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований саморегулируемой организацией аудиторов в соответствии с ежегодно утверждаемой программой направлены на устранение причин, факторов и условий, способствующих таким нарушениям;
4) проведенные мероприятия по контролю без взаимодействия с ААС выявили отдельные нарушения и недостатки в осуществлении этой организацией возложенных на нее функций по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов, а также исполнению обязанности по обеспечению доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальном сайте саморегулируемой организацией аудиторов в Интернете, по информированию Минфина России об изменении документов саморегулируемой организации аудиторов. Указанные нарушения и недостатки являлись единичными, не носили системный характер. ААС своевременно принимает меры по устранению этих нарушений и недостатков.
В связи с изложенным и в целях снижения административной нагрузки на ААС считаем целесообразным рассмотреть вопрос о сокращении количества контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении указанной организации.