НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Письмо Минфина России от 24.09.2019 N 15-07-06/73914 "Выдержка из разъяснений по применению положений Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценке налоговых расходов Российской Федерации"

"Выдержка из разъяснений по применению положений Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценке налоговых расходов Российской Федерации"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 сентября 2019 г. N 15-07-06/73914
ВЫДЕРЖКА
ИЗ РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ ПРАВИЛ ФОРМИРОВАНИЯ
ПЕРЕЧНЯ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОЦЕНКИ
НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫХ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 12 АПРЕЛЯ 2019 Г. N 439 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ОЦЕНКЕ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
I. Общие положения об оценке эффективности налоговых расходов Российской Федерации
Правила формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439.
Согласно пункту 2 Правил под оценкой эффективности налоговых расходов Российской Федерации (далее - налоговых расходов) понимается комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот исходя из целевых характеристик налоговых расходов.
В соответствии с пунктом 11 Правил методики оценки эффективности налоговых расходов (далее - Методика) утверждаются по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России.
Методики утверждаются ведомственными нормативными правовыми актами кураторов налоговых расходов. Проекты нормативных правовых актов об утверждении методик не подлежат проведению оценки регулирующего воздействия.
При использовании определений и терминов в разрабатываемых Методиках, кураторам налоговых расходов необходимо руководствоваться пунктом 2 Правил.
При разработке Методики рекомендуется учитывать возможность проведения агрегированной оценки эффективности по нескольким налоговым расходам, в случае если они направлены на достижение одних социально-экономических целей, адресованы идентичным категориям получателей. Такая оценка может проводиться, в частности, по следующим пунктам Перечня налоговых расходов Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов:
- N N 104, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116 (режим налогообложения новых морских месторождений углеводородного сырья);
- N N 117, 128 (режим налогообложения при добыче газа горючего природного и газового конденсата при особых условиях);
- N N 105, 107 (режим налогообложения месторождений и залежей углеводородного сырья, характеризующихся высокой степенью выработанности);
- N N 120, 121, 122, 123, 124, 125 (режим налогообложения при добыче трудноизвлекаемых запасов нефти и разработке запасов нефти в новых регионах нефтедобычи);
- N N 118, 119 (режим налогообложения в нефтяной отрасли, основанный на налоге на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);
- N N 147, 149, 150 (НДС при реализации и ввозе медицинских товаров);
- N N 177, 178 (НДС при реализации и ввозе продовольственных товаров);
- N N 179, 180 (НДС при реализации и ввозе товаров для детей).
Описание результатов оценки эффективности должно не допускать их двоякого толкования и позволять однозначно учесть при формировании основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также при оценке эффективности реализации государственных программ Российской Федерации (далее - государственная программа).
В целях формирования комплексной оценки эффективности налоговых расходов используются фискальные характеристики налоговых расходов, а также иные источники информации (формы статистической и отраслевой отчетности).
В Методике рекомендуется также отразить полномочия структурных подразделений кураторов налоговых расходов по проведению оценки налоговых расходов.
Рекомендуемая структура методики (далее - Структура) представлена в приложении 1 к настоящим рекомендациям.
II. Порядок проведения оценки эффективности налогового расхода
Разрабатываемые кураторами налоговых расходов Методики должны отвечать определенному в разделе III Правил порядку оценки налоговых расходов. В соответствии с положениями Правил оценка эффективности налоговых расходов должна включать:
- оценку целесообразности налоговых расходов;
- оценку результативности налоговых расходов.
2.1. Порядок проведения оценки целесообразности налогового расхода
В соответствии с пунктом 13 Правил оценка целесообразности налоговых расходов проводится по следующим критериям:
- соответствие целям государственных программ Российской Федерации, структурных элементов государственных программ и (или) целям социально-экономической политики Российской Федерации, не относящейся к государственным программам (далее - социально-экономическая политика);
- востребованность плательщиками предоставленных льгот.
2.1.1. Соответствие налоговых расходов целям государственных программ и (или) социально-экономической политики
При разработке Методики следует учитывать, что налоговый расход должен оказывать прямое или косвенное влияние на достижение целей государственной программы, ее структурных элементов и (или) целей социально-экономической политики. Прямое влияние предполагает, что связь между налоговыми расходами и вышеуказанными целями должна быть понятной и однозначно воспринимаемой. Косвенное влияние должно сопровождаться описанием обоснования взаимосвязи между налоговым расходом и вышеуказанными целями.
Определение государственных программ и структурных элементов государственных программ, целям которых соответствуют налоговые расходы, осуществляется в соответствии с перечнем налоговых расходов.
Классификация элементов соответствия налоговых расходов:
1) Налоговый расход соответствует цели государственной программы:
Налоговый расход в целом способствует развитию сферы социально-экономического развития, на достижение целей в которой направлена государственная программа и (или) соответствует целям нескольких структурных элементов одной государственной программы.
Пример:
Краткое наименование налогового расхода
Наименование государственной программы
Цель государственной программы
Задачи государственной программы
Освобождение от уплаты НДС резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (на территории Дальневосточного федерального округа)
Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа
Повышение уровня социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа
- формирование и развитие в ДвФО ТОСЭР с благоприятными условиями для привлечения инвестиций;
- содействие реализации инвестиционных проектов
Пониженная ставка налога на прибыль для резидентов ТОСЭР (на территории ДвФО)
Освобождение от уплаты налога на имущество организаций резидентов ТОСЭР (на территории ДвФО)
Не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных отходов <*>
Развитие атомного энергопромышленного комплекса
Обеспечение устойчивого развития атомного энергопромышленного комплекса
- эффективное развитие атомной
электрогенерации;
- выполнение государственных обязательств по обращению с федеральными радиоактивными отходами и обеспечению безопасного состояния ядерно и радиационно опасных объектов;
- инновационное развитие гражданского сектора атомной отрасли и расширение сферы использования ядерных технологий;
- создание объектов инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, перевод объектов ядерного наследия в ядерно и радиационно безопасное состояние
--------------------------------
<*> Указанные в налоговой льготе, обуславливающей данный налоговый расход, объекты налогообложения состоят на балансе организаций, деятельность которых способствует реализации нескольких подпрограмм данной государственной программы:
- "Расширение мощностей электрогенерации атомных электростанций на территории Российской Федерации";
- "Обеспечение безопасного обращения с федеральными радиоактивными отходами, поддержание в безопасном состоянии и утилизация ядерно и радиационно опасных объектов ядерного наследия";
- "Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне".
2) Налоговый расход соответствует цели структурного элемента государственной программы <1>.
--------------------------------
<1> В соответствии с пунктом 3 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, под структурными элементами государственной программы понимаются:
- подпрограммы;
- ведомственные целевые программы;
- федеральные проекты;
- федеральные целевые программы;
- основные мероприятия ФОИВ и (или) иных главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
2.1) Прямое соответствие налогового расхода цели структурного элемента государственной программы.
Примеры:
Краткое наименование налогового расхода
Наименование государственной программы
Наименование структурного элемента государственной программы
Цель структурного элемента государственной программы
Освобождение от уплаты земельного налога общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири
Реализация государственной национальной политики
Подпрограмма "Коренные малочисленные народы Российской Федерации"
Обеспечение поддержки коренных малочисленных народов Российской Федерации, включая сохранение и защиту их исконной среды обитания и традиционного образа жизни
Освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастроф и аварий
Социальная поддержка граждан
Подпрограмма "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
Повышение уровня жизни граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий
Пониженная ставка налога на прибыль для резидентов ОЭЗ в Калининградской области
Социально-экономическое развитие Калининградской области
Подпрограмма "Создание условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области"
Оказание поддержки организациям и предприятиям, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории Калининградской области
Освобождение от уплаты НДС реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы
Научно-технологическое развитие Российской Федерации
Подпрограмма "Формирование и реализация комплексных научно-технических программ по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений"
Формирование сбалансированной системы поддержки всех стадий инновационного цикла: от получения новых фундаментальных знаний до их практического использования, создания технологий, продуктов и услуг и выхода их на рынок
2.2) Косвенное соответствие налогового расхода цели структурного элемента государственной программы, характеризующееся отсутствием явного сопряжения цели структурного элемента государственной программы и цели предоставления налоговой льготы.
Примеры:
Краткое наименование налогового расхода
Наименование государственной программы
Наименование подпрограммы государственной программы
Цель подпрограммы государственной программы
Инвестиционный налоговый вычет
Экономическое развитие и инновационная экономика
Стимулирование инноваций
Повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний
Пониженные тарифы страховых взносов для российских организаций, осуществляющих производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции
Развитие культуры
Искусство
Обеспечение прав граждан на участие в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации
Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины ванадий-алюминиевой лигатуры
Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности
Развитие производства традиционных и новых материалов
Обеспечение удовлетворения спроса на современные высокотехнологичные материалы российского производства
Особенности описания косвенного соответствия налогового расхода цели структурного элемента государственной программы. Косвенное влияние должно сопровождаться описанием обоснования взаимосвязи между налоговым расходом и вышеуказанными целями.
Пример описания косвенного соответствия налогового расхода цели структурного элемента государственной программы. Министерство культуры Российской Федерации является куратором налогового расхода "Пониженные тарифы страховых взносов для российских организаций, осуществляющих производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции". Данный налоговый расход обусловлен льготой, установленной подпунктом 15 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 427 НК РФ для вышеуказанных плательщиков в 2018 - 2023 годах ставки страховых взносов составляют:
- на обязательное пенсионное страхование - 8,0%;
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,0%;
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации - 1,8%;
- на обязательное медицинское страхование - 4,0%.
Налоговый расход направлен на достижение цели подпрограммы "Искусство" государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры", определенной как обеспечение прав граждан на участие в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации и направленной на ее достижение задачи по обеспечению неповторимого художественного облика и высокого качества российской анимации.
Налоговый расход оказывает влияние на повышение конкурентоспособности российской анимационной отрасли и рентабельности производства национальных анимационных фильмов за счет снижения себестоимости анимационной аудиовизуальной продукции и возможности привлечения организациями индустрии анимационного кино высококвалифицированных специалистов из смежных областей, в частности из отрасли информационных технологий. Исходя из этого, указанный налоговый расход способствует росту производства национальных анимационных фильмов (полнометражных анимационных фильмов, анимационных сериалов и прикладной анимации, короткометражных фильмов (некоммерческой анимации), определенному в качестве ожидаемого непосредственного результата основного мероприятия "Сохранение и развитие кинематографии" вышеуказанной государственной программы.
3) Налоговый расход соответствует цели социально-экономической политики
Цели социально-экономической политики, которым могут соответствовать налоговые расходы, могут быть отражены в следующих документах:
а) документы стратегического планирования:
- стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;
- стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
- стратегия научно-технологического развития Российской Федерации;
- отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации;
- стратегия пространственного развития Российской Федерации;
- стратегии социально-экономического развития макрорегионов.
б) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
При выборе документа стратегического планирования и его цели следует использовать цель, наиболее детально отражающую сущность налогового расхода.
Примеры соответствия налоговых расходов целям социально-экономической политики:
Краткое наименование налогового расхода
Наименование документа, отражающего цель социально-экономической политики
Цель, содержащаяся в документе, отражающем цель социально-экономической политики
Пониженная ставка налога на прибыль для участников РИП (зарегистрированных на территории РФ за исключением ДвФО) при зачислении в федеральный бюджет
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года
Обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также на обеспечение национальной безопасности страны
Пониженная ставка налога на прибыль для участников РИП (зарегистрированных на территории РФ за исключением ДвФО) при зачислении в бюджет субъекта РФ
Пониженная ставка НДПИ при добыче полезных ископаемых для участников РИП (зарегистрированных на территории РФ за исключением ДвФО)
2.1.2. Востребованность налоговых льгот
Востребованность плательщиками предоставленных льгот характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за 5-летний период.
Под общим количеством плательщиком понимается количество плательщиков, потенциально имеющих право на получение данной льготы. Общее количество определяется на основании положений нормативных правовых актов, статистических данных, выданных лицензий <2> и иных сведений. Кроме того, общее количество может быть расчетным показателем, в связи с чем в Методике требуется отразить порядок расчета указанного показателя. Для определения общего количества плательщиков рекомендуется использовать общедоступные источники информации. В случае отсутствия такой информации в открытом доступе (например, сбор сведений напрямую от организаций, находящихся в подчинении куратора), куратор должен обосновать в Методике выбор данного источника информации.
--------------------------------
<2> В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и иными федеральными нормативными правовыми актами.
Примеры определения общего количества плательщиков и источников данных сведений:
Налоговый расход, которым обусловлена налоговая льгота
Общее количество плательщиков
Источники информации
Исключение из состава объектов налогообложения по налогу на имущество организаций ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных отходов
Организации, которым выданы лицензии на право ведения работ в области использования атомной энергии
Ростехнадзор (реестр лицензий, предоставленных в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ)
Организации, которым выданы лицензии на осуществление деятельности по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях
ГК "Росатом" (реестр лицензий, предоставленных в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ)
Освобождение от уплаты НДС реализации услуг по проведению технического осмотра
Численность организаций и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных в установленном порядке на право проведения технического осмотра
Российский Союз Автостраховщиков (реестр операторов технического осмотра)
Исключение из состава объектов налогообложения по налогу на имущество организаций космических объектов
Численность организаций, у которых космические объекты учтены на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ
ГК "Роскосмос" (информация на основании запросов организациям ракетно-космического комплекса)
Налоговый вычет из налоговой базы по НДФЛ в сумме фактически произведенных расходов на новое строительство или приобретение жилья
Количество физических лиц, заключивших договоры купли-продажи жилых зданий (индивидуальное жилищное строительство) и помещений (квартир) на стороне покупателя, и количество физических лиц, осуществивших государственную регистрацию права собственности на объект индивидуального жилищного строительства, за исключением лиц, воспользовавшихся ранее правом на получение имущественного налогового вычета в полном размере его предельной суммы, установленной статьей 220 НК РФ
Росреестр (сведения из Единого государственного реестра недвижимости)
Налоговый вычет из налоговой базы по НДФЛ в сумме фактически произведенных расходов в виде погашения процентов по целевым займам (кредитам)
Численность лиц, имеющих целевые займы (кредиты) на начало отчетного года
АО "ДОМ.РФ", Банк России
В Методике необходимо отразить порядок определения общего количества плательщиков, источники указанных сведений и обоснование данной информации.
В случае, если налоговая льгота действует менее 5 лет, то оценка ее востребованности проводится за фактический и прогнозный периоды действия льготы, сумма которых составляет 5 лет (например, если льгота введена в 2017 году, то оценка востребованности проводится за 2017 - 2021 годы).
В Методике необходимо определить пороговое значение, при котором льгота является востребованной.
В дополнении к количественной оценке востребованность налоговых льгот также возможно оценить качественно - исходя из абсолютных значений количества налогоплательщиков, воспользовавшихся налоговой льготой (факта востребованности налоговой льготы).
В целях анализа востребованности налогового расхода, может быть проведена оценка иных показателей. Такие дополнительные показатели должны быть предусмотрены Методикой. Варианты дополнительных показателей:
- среднее значение ежегодного темпа роста количества плательщиков, воспользовавшихся льготой, за 5-летний период;
- соотношение фактического количества плательщиков, воспользовавшихся налоговой льготой в отчетном году, с плановым значением (в случае если отчетный год является первым годом действия налоговой льготы);
- доля результатов финансово-хозяйственной деятельности (далее - ФХД) плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, к общему объему ФХД общей численности плательщиков (показателями ФХД могут быть выручка, прибыль (убыток) до налогообложения и иные).
Дополнительным обоснованием востребованности налоговой льготы могут служить экспертные оценки.
2.1.3. Выводы
Налоговый расход должен соответствовать обоим критериям целесообразности. Если налоговый расход не соответствует хотя бы одному из вышеизложенных критериев, куратору налогового расхода надлежит представить в Минфин России предложения о сохранении (уточнении, отмене) льготы, обуславливающей налоговый расход. Рекомендуемая форма представления данных предложений дана в разделе 3.3 настоящих рекомендаций.
2.2. Порядок проведения оценки результативности налогового расхода
Кураторам налоговых расходов в разрабатываемых Методиках необходимо предусмотреть, что критерием результативности налогового расхода определяется как минимум один показатель (индикатор) достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики, либо иной показатель (индикатор), на значение которого оказывают влияние налоговые расходы. Данный показатель (индикатор) должен быть закреплен в методике.
При разработке Методики кураторам налоговых расходов необходимо учитывать то, что в соответствии с пунктами 16 и 18 Правил оценка результативности налоговых расходов состоит из:
- оценки вклада налоговой льготы, обуславливающей налоговый расход, в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики;
- оценки бюджетной эффективности;
- оценки совокупного бюджетного эффекта (для стимулирующих налоговых расходов).
Исходя из характера цели налогового расхода, в последующем определяется его целевая категория. Так, в случае, если налоговый расход соответствует цели государственной программы, направленной на повышение промышленного производства, целевая категория такого расхода, наиболее вероятно, должна быть определена как стимулирующая. Пунктом 2 Правил предусмотрено три целевые категории налоговых расходов:
- социальные, к которым могут относиться только те налоговые расходы, которые напрямую способствуют снижению налогового бремени населения (по налогам, взимаемым исключительно с физических лиц), или направлены на создание благоприятных условий для оказания услуг в социальной сфере, повышения их качества и доступности;
- стимулирующие, которые направлены на развитие предпринимательской, инвестиционной, инновационной деятельности, и последующий рост поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- технические, сущность которых заключается в устранении встречных потоков средств федерального бюджета.
Сведения о целевых категориях должны быть отражены в методике. В рамках оценки результативности оценка совокупного бюджетного эффекта проводится только в отношении стимулирующих налоговых расходов.
2.2.1. Порядок проведения оценки вклада налоговой льготы в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики
Под показателем достижения целей государственных программ и (или) целей социально-экономической политики (далее - целевой показатель) понимается показатель, количественно характеризующий достижение цели (целей) государственной программы, ее структурных элементов и (или) социально-экономической политики, которому (которым) соответствует налоговый расход. При этом для оценки результативности налогового расхода рекомендуется использовать ту цель государственной программы, ее структурного элемента и (или) социально-экономической политики, по отношению к которой проведена оценка целесообразности данного налогового расхода (п. 2.1.1 настоящих рекомендаций).
Целевой показатель должен, во-первых, отражать специфику налогового расхода, и во-вторых соответствовать показателю или ожидаемому результату государственной программы или иного документа стратегического планирования, содержащего цель социально-экономической политики, которой должен соответствовать налоговый расход.
В отдельных случаях допускается использование показателя, не содержащегося в документах стратегического планирования. Это применимо только в том случае, когда налоговый расход не оказывает существенное влияние на изменение показателя, имеющегося в документе стратегического планирования, а иной показатель является индикатором действия налоговой льготы. В этом случае куратор вправе определить иной показатель, отраженный в Федеральном плане статистических работ, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, или используемый в составе отраслевой статистики ФОИВ, соответствующий документам стратегического планирования
Оценка результативности налогового расхода проводится не менее чем по одному целевому показателю.
Оценке подлежит вклад предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики, который рассчитывается как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом льгот и значением указанного показателя (индикатора) без учета льгот.
Пример.
Налоговые расходы, связанные с освобождением резидентов свободного порта Владивосток (далее - СПВ) от уплаты НДС, ввозной таможенной пошлины и акцизов, а также предоставлением им права применения пониженной ставки налога на прибыль организаций при зачислении в федеральный бюджет и при зачислении в бюджет субъекта Российской Федерации способствуют достижению цели подпрограммы "Создание условий для опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа" государственной программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", выражающейся в установление особых правовых режимов осуществления предпринимательской и иной деятельности в Дальневосточном федеральном округе. В рамках данной программы предусмотрен показатель "Количество созданных рабочих мест на территории свободного порта Владивосток". В связи с этим необходимо сопоставить количество рабочих мест на территории Дальневосточного федерального округа в 2018 году с количеством рабочих мест в аналогичном периоде, которое могло бы быть на территории Приморского края в случае, если бы СПВ не был создан <3>.
--------------------------------
<3> Нормативный правовой акт, регулирующий отношения, связанные с созданием и функционированием свободного порта Владивосток, - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток", вступивший в силу в октябре 2015 года, за исключением отдельных положений. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 214-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободном порте Владивосток" вступил в силу с 1 января 2016 г.
Помимо показателей, указанных в государственной программе, в качестве целевых показателей налогового расхода можно использовать иные показатели, отражающие ожидаемый результат действия налоговой льготы. По данным налоговым расходам можно использовать такие показатели как "Объем инвестиций в основной капитал в Дальневосточном федеральном округе", "Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг".
Возможны следующие варианты расчета значений целевых показателей без учета льгот:
- сохранение сложившейся динамики показателя до введения льготы;
- динамика показателя по региону соответствует динамике показателя по федеральному округу, рассчитанной без учета вклада оцениваемого региона;
- динамика показателя по федеральном округу соответствует динамике показателя по Российской Федерации, рассчитанной без учета вклада оцениваемого федерального округа;
- значение показателя в пересчете на одну единицу организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории действия льготы (сопоставляется значение в отчетном году и значение в году, предшествующем году введения льготы, с учетом коэффициента, характеризующего индекс потребительских цен уровня отчетного года к уровню года, предшествующего году введения льготы, к фактическому значению в отчетном году);
- значение показателя в пересчете на одну единицу организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории действия льготы в отчетном году (например, общий фактический объем выручки составил 100 млн рублей, фактическое количество организаций и ИП - 2 000 ед., из них 100 организаций являются получателями льготы и их совокупный объем выручки составил 15 млн рублей. Таким образом, фактическое отношение показателя - 50 тыс. рублей на одну организацию/ИП, а расчетное отношение показателя - 44,7 тыс. рублей ([100 млн руб. - 15 млн руб.]