МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 августа 2022 г. N 28-01-10/81674
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Департамент регулирования имущественных отношений Минфина России рассмотрел обращение по вопросам проведения торгов по приватизации с учетом принятого Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", отдельные законодательные акты Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования имущественных отношений" (далее - Закон N 320-ФЗ) и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 июня 2004 г. N 329, Минфин России не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения, за исключением случаев, определенных
Налоговым кодексом Российской Федерации.
Вместе с тем по поставленным в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.
Вопросы приватизации государственного и муниципального имущества регулируются Федеральным законом
от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации).
Законом N 320-ФЗ внесены изменения в статью 18 Закона о приватизации, предусматривающие возможность заключения договора купли-продажи государственного или муниципального имущества с лицом, признанным единственным участником аукциона, которые вступили в силу 25 июля 2022 года.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о приватизации к отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным Законом о приватизации, применяются нормы гражданского законодательства.
Так, в силу статьи
4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -
Гражданский кодекс) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Положений, касающихся необходимости применения Закона о приватизации в редакции Закона N 320-ФЗ к отношениям, возникшим до вступления его в силу, Закон N 320-ФЗ не содержит.
Таким образом, основополагающим в данном вопросе является определение вида и характера отношений, регулирование которых осуществляется в соответствии с редакцией Закона о приватизации, действовавшей до вступления в силу Закона N 320-ФЗ.
Из положений пункта 1 статьи 15 Закона о приватизации следует, что целью размещения информационного сообщения о продаже государственного и муниципального имущества является обеспечение возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации.
Названной статьей также определены требования к содержанию информационного сообщения о продаже государственного и муниципального имущества.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи
448 Гражданского кодекса извещение о проведении торгов должно содержать в том числе сведения о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги.
Принимая во внимание в том числе положения пункта 2 статьи 43 Закона о приватизации, отмечаем, что размещение информационного сообщения о продаже государственного и муниципального имущества является способом направления оферты.
Так, пунктом 2 статьи
437 Гражданского кодекса установлено, что содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Полагаем, что проведение аукциона по продаже государственного и муниципального имущества является единым комплексом взаимосвязанных правоотношений, длящимся процессом, который начинается с момента опубликования информационного сообщения о продаже государственного и муниципального имущества и заканчивается подведением итогов аукциона.
В этой связи, учитывая, что информационное сообщение о продаже государственного и муниципального имущества содержит в том числе информацию о порядке проведения аукциона в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, действующими на дату его размещения, проведение соответствующего аукциона следует осуществлять по правилам, предусмотренным данным информационным сообщением.
Директор Департамента регулирования
имущественных отношений
А.Н.ВОРОНЦОВ