НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> Минфина России от 21.10.2022 N 06-09-09/102578 "О разъяснении практического применения положений отдельных постановлений Правительства РФ и аспектов реализации новых инвестиционных проектов с использованием средств бюджета субъекта РФ, высвобождаемых в 2021 - 2024 годах в результате снижения объема погашения задолженности субъекта РФ перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам"

"О разъяснении практического применения положений отдельных постановлений Правительства РФ и аспектов реализации новых инвестиционных проектов с использованием средств бюджета субъекта РФ, высвобождаемых в 2021 - 2024 годах в результате снижения объема погашения задолженности субъекта РФ перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 октября 2022 г. N 06-09-09/102578
Министерство финансов Российской Федерации в связи с неоднократными обращениями субъектов Российской Федерации по вопросам, касающимся разъяснений практического применения положений отдельных постановлений Правительства Российской Федерации и аспектов реализации новых инвестиционных проектов с использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемых в 2021 - 2024 годах в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (далее - высвобождаемые средства), сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность.
Вместе с тем Министерство финансов Российской Федерации считает возможным выразить свою позицию по ряду вопросов, которая не является официальным трактованием нормативно-правовых актов.
I. По вопросу возмещения затрат юридических лиц, осуществленных для создания объектов инфраструктуры, в рамках реализации новых инвестиционных проектов.
Согласно пунктам 2 и 3 Правил определения новых инвестиционных проектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2020 N 1704 (далее - Правила N 1704), высвобождаемые средства подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов в формах, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, положения Правил N 1704 не содержат определенных форм направления бюджетных ассигнований, в которых могут быть предоставлены высвобождаемые средства, и, свою очередь, могут быть определены субъектом Российской Федерации самостоятельно в соответствии с действующим бюджетным законодательством.
Так, согласно пункту 8.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации из федерального бюджета, а также в установленных федеральными законами случаях из бюджета субъекта Российской Федерации могут быть предоставлены субсидии юридическим лицам - коммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и юридическими лицами, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений (на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными капитальными вложениями) в объекты инфраструктуры, необходимые для реализации инвестиционных проектов.
По мнению Минфина России, случаи предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий, указанных в пункте 8.1 статьи 78 Бюджетного кодекса, могут определяться в соответствии с положениями части 7 статьи 10 Федерального закона от 22.11.2021 N 384-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году", статьи 10 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" и других.
Предоставление субсидий в соответствии с пунктом 8.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе в целях возмещения ранее произведенных юридическим лицом капитальных вложений, осуществляется по результатам отбора (определения) получателей субсидий.
На основании изложенного, по мнению Минфина России, средства субъекта Российской Федерации в объеме высвобождаемых средств могут быть направлены на предоставление субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации юридическим лицам в соответствии с пунктом 8.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации на возмещение фактически понесенных затрат на создание объектов инфраструктуры в сферах, определенных в пункте 2 Правил N 1704, при условии включения нового инвестиционного проекта в сводный перечень, утвержденный актом Министерства экономического развития Российской Федерации после одобрения президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (далее - сводный перечень), в случае начала финансового обеспечения проектов не ранее 1 января 2021 г., и объекты которых введены в эксплуатацию после 1 января 2021 г.
Также отмечаем, что возмещение затрат в связи с ранее осуществленными капитальными вложениями может осуществляться как в отношении объектов инфраструктуры, находящихся в собственности указанных юридических лиц, так и в отношении объектов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, в случаях, установленных федеральными законами.
Предоставление указанных субсидий осуществляется на основании договоров (соглашений) о предоставлении субсидий в соответствии с нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которые должны соответствовать Общим требованиям к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1492, и определять требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий (пункт 8.2 статьи 78 Бюджетного кодекса).
При этом согласно пункту 8.4 статьи 78 Бюджетного кодекса предоставление предусмотренных пунктом 8.1 указанной статьи субсидий на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными получателями субсидий капитальными вложениями в объекты инфраструктуры не допускается, если в целях осуществления капитальных вложений в указанные объекты инфраструктуры получателям субсидий ранее предоставлялись средства из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
II. По вопросу предоставления в ФНС России ранее зарегистрированным юридическим лицом, реализующим новый инвестиционный проект, согласия, предусмотренного статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации, на отнесение сведений к общедоступным.
В соответствии с пунктом 2 Правил списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам в объеме поступления в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2021 N 1740 (далее - Правила N 1740), орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает представление в налоговый орган ранее зарегистрированным юридическим лицом, реализующим новый инвестиционный проект, согласия, предусмотренного статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации, на отнесение сведений к общедоступным в части общего объема уплаченных этим юридическим лицом налогов и сборов в результате реализации нового инвестиционного проекта (далее - согласие).
При необеспечении органом государственной власти субъекта Российской Федерации представления соответствующего согласия ранее зарегистрированным лицом за соответствующий период, и (или) документов и сведений, необходимых для проведения Федеральным казначейством проверки достоверности доходов от реализации нового инвестиционного проекта, списание задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам не осуществляется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика. Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@ утверждены форма, формат согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, порядок заполнения формы, ее представления в налоговые органы, и предусматривает возможность указания как самих сведений, составляющих налоговую тайну, которые признаются общедоступными, так и период, за который эти сведения признаются общедоступными.
Таким образом, по мнению Минфина России, в целях своевременного осуществления ФНС России проверки достоверности данных об объеме поступлений налоговых доходов в отношении ранее зарегистрированного юридического лица, реализующего новый инвестиционный проект, соответствующее согласие на отнесение сведений к общедоступным должно быть направлено в адрес ФНС России не позднее срока представления соответствующего обращения субъекта Российской Федерации в Минфин России о списании задолженности по бюджетным кредитам (до 1 июля года, следующего за отчетным), например, только в части объема уплаченных юридическим лицом налогов и сборов в результате реализации нового инвестиционного проекта.
При этом отмечаем, что пунктом 2 Правил N 1740 установлено обязательство только ранее созданного юридического лица представления в налоговый орган согласия на отнесение сведений к общедоступным в части общего объема уплаченных юридическим лицом налогов и сборов в результате реализации нового инвестиционного проекта. Для специально созданных юридических лиц предоставление в ФНС России соответствующего согласия может носить исключительно рекомендательный характер.
III. По вопросам применения государственно-частного партнерства в механизме реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных субъектам Российской Федерации из федерального бюджета, и предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам за счет высвобождаемых средств субъекта Российской Федерации.
Пункты 1 и 2 Правил N 1704 устанавливают основные направления высвобождаемых средств, сущностные характеристики нового инвестиционного проекта и сферы, в которых субъектами Российской Федерации должны реализовываться новые инвестиционные проекты. При этом в соответствии с абзацем одиннадцатым пункта 2 Правил N 1740 применение механизма государственно-частного партнерства предусмотрено только в отношении новых инвестиционных проектов, реализуемых в сфере дорожного хозяйства.
В то же время исходя из части 1 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 224-ФЗ) объектами соглашения о государственно-частном партнерстве могут выступать также объекты, относящиеся к другим сферам реализации новых инвестиционных проектов, перечисленным в пункте 2 Правил 1704, например, транспорт общего пользования, за исключением метрополитена, объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии, объекты для организации отдыха граждан и туризма (пункты 2, 8, 12 части 1 статьи 7 Федерального закона N 224-ФЗ).
Вместе с тем применение механизма государственно-частного партнерства при реализации новых инвестиционных проектов, включающих иные объекты инфраструктуры, указанные в Федеральном законе N 224-ФЗ, Правилами N 1704 не предусмотрено.
В части предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам за счет высвобождаемых средств субъекта Российской Федерации отмечаем, что пунктом 3 Правил N 1704 установлено, что высвобождаемые средства направляются субъектом Российской Федерации в формах, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений пунктов 4 - 7 Правил N 1704 высвобождаемые средства могут быть направлены на выполнение мероприятий по созданию объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов, включенных в сводный перечень.
Пунктом 6 Правил N 1704 установлено, что новый инвестиционный проект подлежит включению в сводный перечень в случае его соответствия в том числе следующим критериям отбора:
наличие затрат субъекта Российской Федерации на выполнение мероприятий по созданию объектов инфраструктуры в целях реализации нового инвестиционного проекта за счет высвобождаемых средств;
наличие соглашения о намерениях по реализации нового инвестиционного проекта, заключенного между высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и потенциальным инвестором, содержащего информацию о необходимых для реализации нового инвестиционного проекта объектов инфраструктуры (с описанием инфраструктурных потребностей потенциального инвестора).
С учетом указанных положений Правил N 1704, по мнению Минфина России, возможность предоставления местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации за счет высвобождаемых средств субсидий на выполнение мероприятий по созданию объектов инфраструктуры зависит от правомерности и обоснованности включения в сводный перечень новых инвестиционных проектов, исходя из установленных пунктом 6 Правил N 1704 критериев отбора, для реализации которых необходимо создание объектов инфраструктуры, вопросы создания которых отнесены к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
IV. По вопросу изменения условий реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных субъектам Российской Федерации из федерального бюджета.
Реструктуризация бюджетных кредитов, в рамках которой субъектом Российской Федерации высвобождаемые средства направляются на реализацию новых инвестиционных проектов, осуществляется в рамках положений постановлений Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", от 18.12.2012 N 1325 "О дополнительных условиях и порядке проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", от 26.12.2013 N 1271 "О дополнительных условиях и порядке проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", от 28.06.2021 N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее соответственно - Правила N 1531, при совместном упоминании Правила проведения реструктуризации).
Изначально погашение субъектами Российской Федерации реструктурированной задолженности в соответствии с Правилами N 1531 было предусмотрено в 2018 - 2024 годах (7 лет): в 2018 - 2019 годах в объеме 5% от суммы задолженности ежегодно, в 2020 году - в объеме 10% от суммы задолженности, в 2021 - 2024 годах - равными долями по 20% от суммы задолженности ежегодно.
Расчет высвобождаемых средств от реструктуризации бюджетных кредитов для направления субъектом Российской Федерации, в том числе в целях реализации новых инвестиционных проектов, был осуществлен исходя из изменения графика погашения бюджетных кредитов на период 2021 - 2024 годов.
В этой связи внесение изменений в нормативно-правовые акты в части увеличения сроков направления высвобождаемых средств от реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам на реализацию новых инвестиционных проектов до 2026 года не представляется целесообразным, поскольку не соответствует срокам, в рамках которых Министерством финансов Российской Федерации была осуществлена реструктуризация задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам и соответствующий расчет высвобождаемых средств.
Относительно использования в очередном финансовом году высвобождаемых средств, неиспользованных субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 января года, предшествующего очередному финансовому году, отмечаем следующее.
При заключении дополнительных соглашений с Минфином России о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам субъектом Российской Федерации приняты обязательства по ограничению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, поэтапному сокращению показателей государственного долга, включая задолженности по рыночным обязательствам, а также по направлению средств бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемых в 2021 - 2024 годах, с указанием в дополнительном соглашении сумм высвобождаемых средств от реструктуризации по каждому году названного выше периода.
При неисполнении субъектом Российской Федерации принятых обязательств по итогам 2020 - 2024 годов в части направления высвобождаемых средств, предусмотренных Правилами N 1531, должник погашает реструктурированную задолженность по бюджетным кредитам и проценты за рассрочку согласно графикам погашения задолженности в текущем финансовом году, а также досрочно, в срок до 1 июля текущего года, погашает задолженность, рассчитанную как разница между объемом погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам, определенным в соответствии с пунктом 8 Правил N 1531, и объемом погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам, определенным в соответствии с абзацем первым пункта 12 Правил N 1531, в отчетном году.
Таким образом, по мнению Минфина России, в настоящее время условия реструктуризации бюджетных кредитов и направления высвобождаемых средств, в том числе на цели реализации новых инвестиционных проектов, являются достаточными для поддержки инвестиционной деятельности и содействия социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации.
V. По вопросам особенностей списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам в объеме поступления в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов в соответствии с Правилами N 1740.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1740 списанию подлежит задолженность субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам в объеме поступления в федеральный бюджет в течение периода погашения реструктурированной задолженности налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в соответствии с Правилами N 1704, в целях реализации которых высвобождаемые средства направляются в объекты инфраструктуры в соответствии с частью 6 статьи 16 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", а также частью 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации".
При этом, согласно пункту 8 Правил N 1704 при списании задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетному кредиту, предоставленному бюджету субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, подлежит уменьшению объем реструктурированной задолженности, срок погашения которой приходится на год обращения с просьбой о списании задолженности. В случае если списанию подлежат обязательства в объеме, превышающем сумму, предусмотренную к погашению в год обращения с просьбой о списании задолженности, уменьшается объем реструктурированной задолженности, предусмотренной к погашению в сроки, ближайшие к году указанного обращения.
Таким образом, в соответствии с положениями Правил N 1740 задолженность субъекта Российской Федерации по бюджетным кредитам подлежит списанию в объеме поступления в федеральный бюджет в течение периода погашения реструктурированной задолженности налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, вне зависимости от объемов направленных высвобождаемых средств в конкретном финансовом периоде, при условии обязательного выполнения обязательств субъекта Российской Федерации по направлению высвобождаемых средств в рамках реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам в соответствии с Правилами проведения реструктуризации на цели реализации каждого из утвержденного сводным перечнем нового инвестиционного проекта, в зависимости от года его реализации.
Исходя из практики применения положений Правил N 1740 в рамках рассмотрения обращений субъектов Российской Федерации о списании задолженности Минфин России считает необходимым отметить на представление регионами информации о положительных доходах от реализации новых инвестиционных проектов в отчетном году, при этом Федеральная налоговая служба как администратор доходов федерального бюджета в рамках установленной компетенции подтверждает отрицательный объем налоговых доходов и (или) их полное отсутствие.
При этом обращаем внимание, что в рамках проверочных мероприятий Федеральным казначейством выявляются факты отсутствия фактического направления высвобождаемых средств на реализацию каждого нового инвестиционного проекта, что, в свою очередь, является обязательным условием списания задолженности по бюджетным кредитам, принятого субъектом Российской Федерации в рамках реструктуризации.
Отмечаем, что учет налоговых доходов в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов в соответствии с Правилами N 1740 за периоды, предшествующие базовому периоду, в случае, если списанию подлежат обязательства в объеме, превышающем сумму предусмотренную к погашению в год обращения с просьбой о списании задолженности, по мнению Минфина России, не представляется целесообразным.
В указанном случае присутствуют риски двойного учета бюджетных эффектов от реализации новых инвестиционных проектов. При этом, в свою очередь, Правилами N 1740 предусмотрено уменьшение объема реструктурированной задолженности к погашению в сроки, ближайшие к году обращения субъекта Российской Федерации, в случае превышения объемов налоговых поступлений в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов в год обращения региона о списании задолженности по бюджетным кредитам над объемом реструктурированной задолженности, приходящейся к погашению в год обращения.
В части предоставления закрытого перечня документов, необходимых для представления ранее зарегистрированным юридическим лицом уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях проведения расчета налоговых доходов в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов отмечаем, что перечень основной информации, необходимой к представлению в составе обращения субъекта Российской Федерации, исчерпывающе определен Правилами N 1740, а, в свою очередь, набор конкретной документации будет обусловлен учетной политикой юридического лица.
Л.В.ГОРНИН