НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

<Письмо> Минфина России от 15.10.2019 N 06-06-09/80250 "Об осуществлении оценки качества управления региональными финансами по итогам 2018 года"

"Об осуществлении оценки качества управления региональными финансами по итогам 2018 года"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 октября 2019 г. N 06-06-09/80250
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с приказом от 3 декабря 2010 г. N 552 "О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами" осуществило оценку качества управления региональными финансами по итогам 2018 года (далее - оценка качества управления) и сообщает.
Оценка качества управления проводилась по 8 направлениям, характеризующим аспекты управления региональными финансами;
1) качество бюджетного планирования;
2) качество исполнения бюджета;
3) качество управления государственным долгом;
4) финансовые взаимоотношения с муниципальными образованиями, в том числе по следующим мероприятиям:
эффективность межбюджетных отношений на региональном уровне;
взаимодействие органа государственной власти субъекта Российской Федерации с муниципальными образованиями по обеспечению выполнения ограничений по организации бюджетного процесса на региональном уровне;
деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию организации местного самоуправления и развитию инициативности граждан;
5) качество управления государственной собственностью и оказания государственных услуг;
6) степень прозрачности бюджетного процесса;
7) выполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.;
8) соблюдение бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса.
По результатам проведенной оценки качества управления 24 субъектам Российской Федерации присвоена I степень качества управления, 47 субъектам Российской Федерации присвоена II степень качества управления и 14 субъектам Российской Федерации присвоена III степень качества управления региональными финансами.
Необходимо отметить, что на протяжении 3 лет высоким качеством управления региональными финансами характеризуются следующие субъекты Российской Федерации:
- Алтайский край;
- Воронежская область;
- Калининградская область;
- Оренбургская область;
- Ростовская область;
- Чувашская Республика;
- Челябинская область;
- Ямало-Ненецкий автономный округ;
- Омская область,
К регионам, характеризующимся в течение 3 лет ненадлежащим качеством управления региональными финансами, относятся:
- Еврейская автономная область;
- Курганская область;
- Орловская область;
- Псковская область;
- Республика Марий Эл;
- Республика Мордовия.
По отдельным направлениям оценки качества управления отмечаем следующее.
1. Оценка качества бюджетного планирования показала, что большинством субъектов Российской Федерации организация планирования бюджетного процесса осуществляется на высоком уровне. При этом у отдельных субъектов Российской Федерации в данной сфере выявлен ряд проблемных аспектов.
Архангельской областью и Чукотским автономным округом утверждены бюджеты субъектов Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов с включением в состав доходов дотаций из федерального бюджета в размерах, превышающих предусмотренные в федеральном бюджете объемы.
В отчетном финансовом году 29 субъектов Российской Федерации превысили среднее по Российской Федерации (13,6 процентов) отклонение фактических доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений и возврата остатков целевых средств в федеральный бюджет от первоначально утвержденного уровня. При этом соответствующее отклонение по Тюменской и Кемеровской областям составило более 50 процентов (Тюменская область - 73,8 процента, Кемеровская область - 51,7 процента).
Доля недополученных доходов по региональным налогам и по налогу на прибыль организаций в результате действия налоговых льгот, установленных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации к общему объему поступивших региональных налогов и налога на прибыль организаций в 2018 году в среднем по Российской Федерации составляет 5,5 процента, что в целом говорит о высоком уровне собираемости налогов на территории субъектов Российской Федерации, указывая на положительные тенденции формирования доходной базы региональных бюджетов. Следует отметить, что в отдельных субъектах Российской Федерации данная доля существенно различается и составляет от ОД процента (г. Севастополь) до более 40 процентов (Пензенская область - 49,7 процента, Кировская область - 41,2 процента).
При этом по результатам проводимой Минфином России оценки совокупного бюджетного эффекта стимулирующих налоговых льгот по налогу на прибыль организаций и по налогу на имущество организаций в соответствии с пунктом 17 Общих требований к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796, выявлен ряд субъектов Российской Федерации, для которых стимулирующие налоговые расходы, обусловленные налоговыми льготами, в полном объеме признаны не эффективными:
по налогу на имущество организаций - 15 субъектов Российской Федерации (Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Костромская область, Республика Карелия, Новгородская область, Краснодарский край, Астраханская область, Карачаево-Черкесская Республика, Оренбургская область, Республика Тыва, Красноярский край, Республика Бурятия, Камчатский край, Чукотский автономный округ);
по налогу на имущество организаций - 12 субъектов Российской Федерации (Воронежская область, Тверская область, Новгородская область, г. Санкт-Петербург, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Марий Эл, Саратовская область, Новосибирская область, Забайкальский край, Магаданская область).
По итогам отчетного финансового года отмечается повышение качества бюджетного планирования в субъектах Российской Федерации, выражающееся в сокращении количества вносимых изменений в законы о бюджетах субъектов Российской Федерации в течение финансового года. Так, в 2018 году количество регионов, у которых количество внесенных изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации равно либо не превышает предельное количество внесенных изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации, принимаемое равным четырем раз в год, увеличилось на 5 единиц и составило 34 субъекта Российской Федерации. Более чем в 2 раза предельное значение по указанному показателю превышено Орловской и Новгородской областями (в течение 2018 года указанными регионами изменения в закон о бюджете субъекта Российской Федерации внесены 11 раз).
2. Оценка качества исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации показала, что в ряде субъектов Российской Федерации наблюдается значительная доля просроченной кредиторской задолженности субъекта Российской Федерации и бюджетных и автономных учреждений по отношению к расходам бюджета субъекта Российской Федерации. Для Магаданской области значение коэффициента составило 10,2 процента, Республики Ингушетия - 5,6 процента, Еврейской автономной области - 5,1 процента. При этом у Еврейской автономной области, как и в предшествующем отчетном финансовом году, наблюдается просроченная кредиторская задолженность по выплате заработной платы и пособий по социальной помощи населению за счет средств региональных бюджетов.
По итогам 2018 года имеется ряд субъектов Российской Федерации, у которых имеется прирост расходов бюджета субъекта Российской Федерации в отчетном финансовом году, не обеспеченных соответствующим приростом доходов бюджета субъекта Российской Федерации. Показатель отношения прироста расходов бюджета субъекта Российской Федерации в отчетном финансовом году, не обеспеченных соответствующим приростом доходов бюджета, к общему объему расходов бюджета субъекта Российской Федерации у Республики Мордовия составил 13,1 процента, у Амурской области - 10,6 процента, у Еврейской автономной области - 5,7 процента.
3. В части оценки качества управления долговыми обязательствами отмечаем, что по состоянию на 1 января 2019 года количество регионов с отношением государственного долга субъекта Российской Федерации к доходам бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений выше 50 процентов относительно 1 января 2018 года сократилось на 5 регионов и составило 42 региона, из них выше 100 процентов - 2 региона (Костромская область (115,2 процента), Республика Мордовия (236,9 процента)).
Прирост объема государственного долга субъекта Российской Федерации, не обеспеченного приростом налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2018 году наблюдается у Республики Мордовия (коэффициент составляет 18,3 процента) и у Хабаровского края (5,1 процента).
У Республики Дагестан третий год подряд имеется просроченная задолженность по государственным гарантиям субъекта Российской Федерации.
4. В целях повышения качества управления муниципальными финансами мониторинг соблюдения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства Российской Федерации и оценка качества управления бюджетным процессом должны проводиться во всех регионах в отношении всех видов муниципальных образований.
Вместе с тем в результате оценки финансовых взаимоотношений регионов с муниципальными образованиями выявлено, что в Новосибирской области отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий порядок проведения указанного мониторинга.
Доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, а также расчетного объема дотаций, замененных дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц, в общем объеме межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (за исключением отдельных целевых трансфертов), в среднем по Российской Федерации составила 42,2 процента. При этом в разрезе регионов данная доля существенно варьируется и составляет от 9,5 процента (Воронежская область) до 95,2 процентов (Республика Ингушетия).
Соотношение налоговых доходов местных бюджетов, поступивших по единым и (или) дополнительным нормативам отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в местные бюджеты, и налоговых доходов местных бюджетов, поступивших в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 61, 61.1 - 61.5, пунктами 3 и 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целом по Российской Федерации (без учета городов федерального значения) составляет 15,2 процента. Такое значение свидетельствует о недостаточно активном использовании регионами полномочий по перераспределению налоговых доходов в местные бюджеты и незначительности такой формы поддержки, оказываемой с целью увеличения налоговых доходов и стимулирования развития налогового потенциала муниципальных образований.
При этом значение указанного показателя по субъектам Российской Федерации варьируется в диапазоне от 0,0 процента (Брянская, Ростовская, Нижегородская области, Республика Хакасия) до 82,0 процентов (Республика Алтай). Как положительный можно отметить опыт, сложившийся в Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Калужской, Тульской, Калининградской, Ленинградской, Астраханской, Кировской, Оренбургской, Тюменской и Сахалинской областях, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской республиках, республиках Адыгея, Алтай, Калмыкия, Саха (Якутия) и Северная Осетия - Алания, Пермском и Камчатском краях.
Соотношение (разрыв) среднего уровня расчетной бюджетной обеспеченности 5 наиболее обеспеченных городских округов (муниципальных районов) и среднего уровня расчетной бюджетной обеспеченности 5 наименее обеспеченных городских округов (муниципальных районов) после выравнивания (эффективность выравнивания) в большинстве субъектов Российской Федерации не превышает 1,5 раза.
В большинстве регионов органами местного самоуправления местные бюджеты утверждены на трехлетний период, что свидетельствует о согласованности бюджетного планирования на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Вместе с тем в таких регионах, как Республики Калмыкия, Саха (Якутия), Алтайский, Забайкальский и Краснодарский края, Ульяновская, Томская, Архангельская, Нижегородская, Костромская, Саратовская области, Ненецкий автономный округ, более чем в 50 процентов муниципальных образований местные бюджеты в 2018 году утверждены на однолетний период.
Доля межбюджетных трансфертов, распределенных между муниципальными образованиями законом о бюджете субъекта Российской Федерации на 2018 год, в общем объеме межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, по регионам варьируется от 16,5 процентов до 100 процентов (максимальное значение сложилось в г. Севастополь, Белгородской области, Кабардино-Балкарской и Чеченской республиках, республиках Марий Эл, Адыгея).
Доля субсидий, предоставляемых местным бюджетам, порядки предоставления (условия предоставления, методики расчетов) которых установлены государственными программами субъекта Российской Федерации, в общем объеме утвержденных субсидий местным бюджетам на 2018 год в среднем по Российской Федерации составляет 73,5 процента, что в целом указывает на достаточно высокий уровень внедрения программных принципов бюджетирования на субфедеральном уровне. При этом в отдельных регионах данная доля существенно различается и составляет от 0 процентов (Пермский край) до 100 процентов (в 32 субъектах Российской Федерации).
Практика предоставления местным бюджетам единой субвенции реализуется только в 12 субъектах Российской Федерации (Архангельская, Амурская, Воронежская, Вологодская, Калининградская, Новгородская, Оренбургская области, Забайкальский, Ставропольский и Пермский края, Республика Саха (Якутия) и Ямало-Ненецкий автономный округ).
Отмечаем, что возможность предоставления единой субвенции из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам может быть предусмотрена законами субъектов Российской Федерации в случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующего решения. Отсутствие в Бюджетном кодексе Российской Федерации норм, определяющих порядок предоставления единой субвенции из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, не является ограничением по ее формированию и предоставлению на региональном уровне.
Информация о расчетах дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, размещена в сети "Интернет" во всех регионах, за исключением Республики Ингушетия и Курганской области. В целях повышения уровня открытости деятельности финансовых органов субъектов Российской Федерации размещение расчетов по предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований должно осуществляться во всех без исключения регионах.
Межбюджетные трансферты поощрительного характера за наращивание налогового (экономического) потенциала муниципального образования в 2018 году предоставлялись местным бюджетам в 32 субъектах Российской Федерации (37,6 процента от общего количества регионов).
Работа по осуществлению контроля за соблюдением органами местного самоуправления поселений основных условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, а также обязанность по осуществлению дополнительных мер, установленных пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (включая подписание соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета и подготовку заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в представительный орган муниципального образования проекта местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) проводилась в отношении уровня сельских и городских поселений, как и в предшествующем отчетном году, не всеми регионами.
В 18 субъектах Российской Федерации соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета финансовым органом субъекта Российской Федерации заключены не со всеми "высокодотационными" и (или) "не имеющими отчетности об исполнении бюджета" муниципальными образованиями.
В 21 регионе заключения на проекты решений о местных бюджетах на 2018 год подготовлены в отношении неполного перечня "высокодотационных" муниципальных образований.
При этом в 46 регионах финансовыми органами субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления заключены соглашения о предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предусматривающие меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, в общем количестве муниципальных образований, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
В рамках оценки межбюджетных отношений на региональном уровне проанализированы отдельные показатели, характеризующие деятельность органов власти по совершенствованию организации местного самоуправления.
Доля муниципальных районов в общем их количестве, полномочия администрации поселений - административных центров которых исполняются администрациями муниципальных районов, в 44 регионах составила от 2,3 до 100 процентов, в 35 регионах такая практика отсутствует. При проведении аналогичной оценки в 2018 году такая возможность не была реализована в 38 регионах, в 2017 году - в 40, что свидетельствует о положительной динамике в указанной сфере.
Самообложение граждан не вводилось в поселениях на территории 49 регионов, а в остальных регионах доля поселений, реализующих вышеуказанный механизм, в общем их количестве варьируется от 0,5 процента до 96,0 процентов (наибольшая активность отмечается в республиках Татарстан и Тыва, Липецкой, Кировской, Оренбургской областях, Забайкальском и Пермском краях).
Межбюджетные трансферты местным бюджетам на поддержку местных инициатив предоставляются в 56 регионах из бюджета субъекта Российской Федерации.
На муниципальном уровне продолжаются процессы по совершенствованию территориальной организации местного самоуправления, в результате чего за период 2017 - 2018 годов доля расходов на содержание органов местного самоуправления в объеме налоговых и неналоговых доходов муниципальных образований сократилась в 11 субъектах Российской Федерации.
Большинством субъектов Российской Федерации практикуется проведение обучающих мероприятий для работников и руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере межбюджетных отношений. Вместе с тем в 10 регионах работа в данном направлении не проводится.
5. Максимальную оценку качества управления государственной собственностью и оказания государственных услуг третий год подряд имеет Республика Башкортостан, минимальную - Чукотский автономный округ.
По итогам 2018 года увеличилось количество субъектов Российской Федерации, в которых установлены количественно измеримые финансовые санкции (штрафы, изъятия) за нарушение условий выполнения государственных заданий (по 100 процентам учреждений).
При этом в два раза сократилось количество субъектов Российской Федерации, в которых доля руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, руководителей государственных учреждений субъекта Российской Федерации, главных распорядителей и распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации, для которых оплата труда полностью определялась с учетом результатов достижения ими ключевых показателей эффективности профессиональной деятельности.
По итогам проведенного анализа эффективности использования государственными унитарными предприятиями средств бюджета субъекта Российской Федерации можно сделать вывод о том, что объем затрат в виде предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации безвозмездных и безвозвратных трансфертов государственным унитарным предприятиям в 33 субъектах Российской Федерации больше, чем прибыль от деятельности указанных предприятий. В частности в 13 субъектах Российской Федерации указанное соотношение составляет превышение более чем в 100 раз (Республика Тыва, Приморский край, Республика Калмыкия, Ленинградская область, Республика Ингушетия, Саратовская область, г. Санкт-Петербург, Калужская область, Пермский край, Республика Хакасия, Псковская область, Иркутская область и Чеченская Республика).
6. По результатам оценки степени прозрачности бюджетного процесса лидером стал Краснодарский край. При этом худшее значение по данному направлению наблюдается у Чукотского автономного округа.
Основное внимание при оценке указанного направления качества управления региональными финансами уделялось степени достижения субъектами Российской Федерации максимально возможного количества баллов в ходе проведения мониторинга и составления рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных за отчетный финансовый год. Наименьшую оценку по указанному показателю (менее 30 процентов) имеют Республика Марий Эл (28 процентов), Еврейская автономная область (22 процента), Республика Дагестан (21 процент), Республика Северная Осетия - Алания (18 процентов) и Чукотский автономный округ (16 процентов).
В качестве положительного результата следует отметить отсутствие в отчетном финансовом году случаев несвоевременного предоставления субъектами Российской Федерации отчетности в Федеральное казначейство.
Мониторинг соблюдения субъектами Российской Федерации требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2018 году выявил нарушение бюджетного законодательства в части превышения установленного:
1) статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предельного объема дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в 1 регионе:
- Республике Мордовия на 3042,4 млн. рублей (на 12,8% от общей суммы доходов без учета безвозмездных поступлений);
2) статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации предельного объема государственного долга субъекта Российской Федерации в 1 регионе:
- Республике Мордовия на 4083,3 млн. рублей (на 17% от общей суммы доходов без учета безвозмездных поступлений);
3) статьей 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации предельного объема заимствований субъекта Российской Федерации в 5 регионах (по фактическому исполнению региональных бюджетов за 2018 год):
- Московской области на 2591,9 млн. рублей (на 8 процентов от общей суммы, направленной на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств региона);
- Красноярском крае на 2654,7 млн, рублей (на 5,9 процентов);
- Тамбовской области на 388,2 млн. рублей (на 4,1 процентов);
- Пермском крае на 581,7 млн. рублей (на 2,4 процентов);
- Республике Бурятия на 451,7 млн. рублей (на 1,4 процентов).
При этом в течение 2018 года по утвержденным данным регионального бюджета у г. Санкт-Петербурга также выявлено нарушение указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации на 3569,7 млн. рублей (на 8 процентов от общей суммы, направленной на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств региона).
Следует отметить, что в соответствии с приказом Минфина России от 3 декабря 2010 г. N 552 "О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами" при выявлении несоответствия требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации в субъекте Российской Федерации по статьям 92.1 и 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в случае нарушения субъектом Российской Федерации условий соглашения о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета в течение 2 лет подряд субъекту Российской Федерации присваивается III степень качества управления региональными финансами независимо от комплексной оценки качества управления.
Основными положительными результатами проведенной оценки качества управления за 2018 год являются:
рост коэффициента покрытия расходов бюджетов субъектов Российской Федерации собственными средствами без привлечения заемных средств в среднем по Российской Федерации до 99,5 процента (в 2017 году - 98,1 процента, в 2016 году - 97,4 процента);
увеличение числа регионов, у которых количество внесенных изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации равно либо не превышает предельное количество внесенных изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации, принимаемое равным четырем раз в год, до 34 субъектов Российской Федерации (в 2017 году - 29 регионов);
снижение среднего по Российской Федерации значения показателя, отражающего отношение просроченной кредиторской задолженности субъектов Российской Федерации и бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации к расходам бюджета субъекта Российской Федерации до 0,6 процента (в 2017 году - 0,9 процента, в 2016 году - 0,8 процента);
снижение среднего по Российской Федерации отношения объема государственного долга субъектов Российской Федерации на конец отчетного финансового года к объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации (без учета безвозмездных поступлений) до 49,8 процента (в 2017 году - 58,5 процента, в 2016 году - 61,6 процента);
уменьшение просроченной кредиторской задолженности в суммарном объеме по всем субъектам Российской Федерации более чем на 44 процента;
отсутствие случаев несвоевременного предоставления отчетности в Федеральное казначейство;
увеличение количества субъектов Российской Федерации (до 46 регионов), в которых установлены количественно измеримые финансовые санкции (штрафы, изъятия) за нарушение условий выполнения государственных заданий (по 100 процентам учреждений) (в 2017 году - 43 региона);
К недостаткам управления региональными финансами можно отнести следующее:
увеличение количества субъектов Российской Федерации (с 11 в 2017 году до 14 в 2018 году) с низким качеством управления региональными финансами;
в отдельных регионах в течение года произошло увеличение расходов, не обеспеченных приростом собственных доходных источников;
имеется ряд субъектов Российской Федерации, у которых стимулирующие налоговые льготы по налогу на имущество организаций и по налогу на прибыль организаций в полном объеме признаны неэффективными;
наличие субъектов Российской Федерации (9 в 2018 году), у которых не выполнены показатели "дорожных карт" по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы во исполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.;
8 субъектов Российской Федерации нарушили условия соглашений о предоставлении бюджетных кредитов, из них 6 субъектам Российской Федерации присвоена III степень качества управления региональными финансами в связи с нарушением условий соглашений о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета в течение 2 лет подряд (Курганская область, Республика Бурятия, Кабардино-Балкарская Республика, Псковская область, Хабаровский край, Орловская область);
20 субъектов Российской Федерации нарушили условия соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов за 2018 год.
Считаем необходимым обеспечить субъектами Российской Федерации, в первую очередь тем, кому присвоена III степень качества управления, повышение качества управления по следующим направлениям:
1. Реализация принятых программ оздоровления государственных финансов субъектов Российской Федерации с учетом Типового плана мероприятий по консолидации бюджетных средств субъектов Российской Федерации в целях оздоровления государственных финансов регионов, который размещен на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети Интернет.
2. Выполнение условий подписанных субъектом Российской Федерации с Министерством финансов Российской Федерации соглашений, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, а также соглашений о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и (или) дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
3. Осуществление постоянной оценки эффективности действующих налоговых льгот и их отмена, в случае выявления их неэффективности, в том числе с учетом общих требований к оценке налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796.
4. Проведение взвешенной бюджетной политики по неувеличению объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации, не обеспеченных соответствующим приростом доходов бюджета субъекта Российской Федерации.
5. Формирование реалистичного прогноза доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета при подготовке проекта бюджета субъекта Российской Федерации и соответствующих изменений, в том числе в части неналоговых доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
6. Сокращение объема долговых обязательств государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации с постепенным увеличением доходов бюджета от перечисления части прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, а также оптимизация трансфертов (взносы в уставные капиталы) из бюджетов государственным унитарным предприятиям.
7. В целях недопущения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации не привлекать заимствования при наличии остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.
8. В целях дальнейшего совершенствования межбюджетного регулирования на региональном уровне рекомендуем органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществить следующие меры:
- повысить качество организации межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях, в том числе путем:
принятия мер по соблюдению субъектами Российской Федерации установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничений в части передаваемых в местные бюджеты межбюджетных трансфертов;
принятия мер по стимулированию органов местного самоуправления к наращиванию налогового (экономического) потенциала муниципальных образований;
расширения перечня предоставляемых местным бюджетам налоговых доходов по единым нормативам отчислений;
применения механизма полного или частичного замещения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований дополнительными нормативами отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц;
соблюдения установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований к формированию региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
повышения эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, направленного на максимальное сокращение дифференциации бюджетной обеспеченности соответствующих видов муниципальных образований;
увеличения доли межбюджетных трансфертов, распределяемых между муниципальными образованиями законом о бюджете субъекта Российской Федерации, в общем объеме межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации;
улучшения взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления муниципальных образований по обеспечению выполнения ограничений по организации бюджетного процесса;
- активизировать работу по дальнейшему совершенствованию организации местного самоуправления, в том числе в части оптимизации количества муниципальных образований поселенческого уровня, а также по стимулированию введения механизмов самообложения граждан и поддержки местных инициатив;
- повысить ответственность за создание условий для сбалансированного исполнения местных бюджетов и наращивания собственного экономического и налогового потенциалов на муниципальном уровне, эффективного управления региональными и муниципальными финансами;
- применять лучшие практики организации бюджетного процесса субъектов Российской Федерации, имеющих высокую степень качества управления региональными финансами;
- направлять в Минфин России и другие заинтересованные федеральные органы государственной власти проработанные предложения, способствующие повышению качества межбюджетного регулирования на региональном и муниципальном уровнях и требующие принятия решения на федеральном уровне.
Кроме того, принимая во внимание изменения, внесенные в порядок осуществления мониторинга и оценки качества управления приказом Минфина России от 29 июля 2019 г. N 388, при проведении оценки управления качеством за очередной финансовый год будут учитываться:
показатели доли просроченной кредиторской задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
степень достижения регионами бюджетного эффекта от реализации программ оздоровления государственных финансов субъектов Российской Федерации;
показатели результатов оценки эффективности достижения национальных целей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Таким образом, субъектам Российской Федерации рекомендуется учитывать необходимость достижения вышеуказанных показателей в 2019 году с учетом рекомендаций Минфина России.
Информация о результатах оценки качества управления размещена на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети Интернет в разделе "Деятельность/Финансовые взаимоотношения с регионами и муниципальными образованиями/Мониторинг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований/Мониторинг финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Первый заместитель Министра
Л.В.ГОРНИН