НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> Минфина России от 15.05.2020 N 19-08-06/40025 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налоге на имущество организаций, земельном налоге, налоге на добавленную стоимость, страховых взносах"

"О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налоге на имущество организаций, земельном налоге, налоге на добавленную стоимость, страховых взносах"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 мая 2020 г. N 19-08-06/40025
Министерство финансов Российской Федерации в рамках своей компетенции рассмотрело обращение и сообщает следующее.
1. В части единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД).
Минфином России подготовлено и направлено в Правительство Российской Федерации предложение о продлении применения индивидуальными предпринимателями ЕНВД на один год, до 1 января 2022 года.
Одновременно сообщаем, что в целях обеспечения максимально комфортного перехода индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД, на патентную систему налогообложения (далее - ПСН) Минфином России разработан с учетом мнения бизнес-сообщества и 31 марта 2020 года внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.51 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - проект федерального закона), которым предусматривается расширение области применения ПСН, в частности:
- расширение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, за счет включения в него ряда видов предпринимательской деятельности, в отношении которых в настоящее время может применяться ЕНВД, в том числе услуг по мойке автомототранспортных средств, услуг по предоставлению во временное владение (пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, услуг по распространению рекламы;
- приведение ограничений по размерам площадей торгового зала стационарной торговой сети и зала обслуживания посетителей объекта организации общественного питания, используемых в целях применения ПСН, в соответствие с действующими ограничениями для налогоплательщиков, применяющих ЕНВД (до 150 квадратных метров) с одновременным предоставлением субъектам Российской Федерации права на снижение размера таких ограничений;
- предоставление налогоплательщикам, применяющим ПСН, права уменьшать сумму налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, на страховые платежи (взносы) и пособия по аналогии с имеющимся в настоящее время правом у налогоплательщиков, применяющих ЕНВД.
Учитывая изложенное, реализация предложений о продлении ЕНВД до 2024 года представляется нецелесообразной.
2. В части налога на имущество организаций и земельного налога отмечаем следующее.
Следует учитывать, что налог на имущество организаций относится к региональным налогам, а земельный налог - к местным налогам. Средства от уплаты указанных налогов являются существенными доходными источниками региональных и местных бюджетов.
В связи с этим законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований предоставлены широкие полномочия по регулированию налоговой нагрузки на соответствующей территории. К таким полномочиям отнесены, прежде всего, полномочия по установлению налоговых льгот и дифференциации налоговых ставок (с правом установления нулевых налоговых ставок).
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) продление сроков уплаты налога на имущество организаций и земельного налога (авансовых платежей по налогу).
Учитывая изложенное, вопросы о снижении налоговой нагрузки по налогу на имущество организаций и земельному налогу, а также о продлении сроков уплаты указанных налогов (авансовых платежей по налогам) могут быть в полной мере урегулированы на региональном (местном) уровне.
3. В части налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Учитывая, что НДС является важнейшим источником доходов федерального бюджета (поступления от налога в 2019 году составили около 34 процентов от всех налоговых доходов федерального бюджета), уменьшение поступлений НДС в связи с предоставлением предприятиям, осуществляющим дилерскую деятельность по продаже автомобилей, налоговых каникул (отсрочки) по уплате данного налога может привести к ограничению возможностей финансирования расходных обязательств государства, в том числе в социальной сфере и на поддержку устойчивого развития экономики Российской Федерации.
Также следует учитывать, что согласно пункту 1 статьи 174 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, установленный Кодексом порядок уплаты НДС в бюджет предусматривает равномерную нагрузку на налогоплательщиков, в том числе предприятий, осуществляющих дилерскую деятельность по продаже автомобилей.
В связи с этим принятие предложения о предоставлении предприятиям, осуществляющим дилерскую деятельность по продаже автомобилей, отсрочки по уплате налога, исчисленного за период с 1 апреля 2020 года до официального прекращения ограничительных мер, связанных с пандемией, и первый последующий месяц, приведет к единовременному отвлечению оборотных средств на уплату налога в бюджет.
Также сообщаем, что в настоящее время Минпромторгом России подготовлен проект федерального закона (далее - законопроект), предусматривающий особый порядок определения налоговой базы по НДС при реализации автомобилей, приобретенных для перепродажи у лиц, не являющихся налогоплательщиками данного налога, и налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
При этом, по оценке ФНС России, в случае принятия законопроекта выпадающие доходы федерального бюджета за 2020 - 2021 годы составят порядка 13,2 млрд. рублей.
Принимая во внимание, что в сегодняшней ситуации расходные обязательства государства, в том числе в социальной сфере и на поддержку устойчивого развития экономики Российской Федерации, возрастают, а принятие законопроекта приведет к выпадающим доходам федерального бюджета, реализация данного предложения не представляется целесообразной.
Одновременно сообщаем, что в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции принят Федеральный закон от 1 апреля 2020 года N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 102-ФЗ) и, в части реализации положений указанного закона, приняты постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409 и от 3 апреля 2020 г. N 434 (далее - постановление N 434).
Кроме того, в соответствии с Законом N 102-ФЗ с 1 апреля 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства, в отношении части выплат в пользу работников таких организаций, превышающих величину минимального размера оплаты труда, предусмотрено снижение общего тарифа страховых взносов с 30% до 15%, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации - 10%, в Фонд социального страхования Российской Федерации - 0% (далее - Фонды).
Также предусмотрено продление сроков уплаты страховых взносов в Фонды для отдельных организаций, осуществляющих деятельность в отдельных отраслях российской экономики.
Более подробную информацию о мерах государственной поддержки по обеспечению устойчивого развития экономики можно получить на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Меры Правительства РФ с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики" по адресу: http://government.ru/support_measures/.
Одновременно отмечаем, что по итогам совещания у Президента Российской Федерации о санитарно-эпидемиологической обстановке и новых мерах по поддержке граждан и экономики страны, состоявшегося 11 мая 2020 года, Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в том числе:
- списание сумм налогов (за исключением налога на добавленную стоимость) и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды за 2-ой квартал 2020 года для индивидуальных предпринимателей и субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в постановлении N 434, а также социально ориентированных некоммерческих организаций;
- предоставление индивидуальным предпринимателям, указанным в постановлении N 434, налогового вычета в размере одного минимального размера оплаты труда в отношении страховых взносов.
Также отмечаем, что Министерство экономического развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.
Таким образом, вопросы, связанные с внесением изменений в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением N 434, относятся к компетенции Минэкономразвития России.
Заместитель Директора
Департамента бюджетной политики
в отраслях экономики
А.Е.ОСОЛОДКОВ