МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 мая 2020 г. N 19-08-06/40025
Министерство финансов Российской Федерации в рамках своей компетенции рассмотрело обращение и сообщает следующее.
1. В части единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД).
Минфином России подготовлено и направлено в Правительство Российской Федерации предложение о продлении применения индивидуальными предпринимателями ЕНВД на один год, до 1 января 2022 года.
Одновременно сообщаем, что в целях обеспечения максимально комфортного перехода индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД, на патентную систему налогообложения (далее - ПСН) Минфином России разработан с учетом мнения бизнес-сообщества и 31 марта 2020 года внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.51 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - проект федерального закона), которым предусматривается расширение области применения ПСН, в частности:
- расширение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, за счет включения в него ряда видов предпринимательской деятельности, в отношении которых в настоящее время может применяться ЕНВД, в том числе услуг по мойке автомототранспортных средств, услуг по предоставлению во временное владение (пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, услуг по распространению рекламы;
- приведение ограничений по размерам площадей торгового зала стационарной торговой сети и зала обслуживания посетителей объекта организации общественного питания, используемых в целях применения ПСН, в соответствие с действующими ограничениями для налогоплательщиков, применяющих ЕНВД (до 150 квадратных метров) с одновременным предоставлением субъектам Российской Федерации права на снижение размера таких ограничений;
- предоставление налогоплательщикам, применяющим ПСН, права уменьшать сумму налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, на страховые платежи (взносы) и пособия по аналогии с имеющимся в настоящее время правом у налогоплательщиков, применяющих ЕНВД.
Учитывая изложенное, реализация предложений о продлении ЕНВД до 2024 года представляется нецелесообразной.
2. В части налога на имущество организаций и земельного налога отмечаем следующее.
Следует учитывать, что налог на имущество организаций относится к региональным налогам, а земельный налог - к местным налогам. Средства от уплаты указанных налогов являются существенными доходными источниками региональных и местных бюджетов.
В связи с этим законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований предоставлены широкие полномочия по регулированию налоговой нагрузки на соответствующей территории. К таким полномочиям отнесены, прежде всего, полномочия по установлению налоговых льгот и дифференциации налоговых ставок (с правом установления нулевых налоговых ставок).
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи
4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) продление сроков уплаты налога на имущество организаций и земельного налога (авансовых платежей по налогу).
Учитывая изложенное, вопросы о снижении налоговой нагрузки по налогу на имущество организаций и земельному налогу, а также о продлении сроков уплаты указанных налогов (авансовых платежей по налогам) могут быть в полной мере урегулированы на региональном (местном) уровне.
3. В части налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Учитывая, что НДС является важнейшим источником доходов федерального бюджета (поступления от налога в 2019 году составили около 34 процентов от всех налоговых доходов федерального бюджета), уменьшение поступлений НДС в связи с предоставлением предприятиям, осуществляющим дилерскую деятельность по продаже автомобилей, налоговых каникул (отсрочки) по уплате данного налога может привести к ограничению возможностей финансирования расходных обязательств государства, в том числе в социальной сфере и на поддержку устойчивого развития экономики Российской Федерации.
Также следует учитывать, что согласно пункту 1 статьи 174 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, установленный Кодексом порядок уплаты НДС в бюджет предусматривает равномерную нагрузку на налогоплательщиков, в том числе предприятий, осуществляющих дилерскую деятельность по продаже автомобилей.
В связи с этим принятие предложения о предоставлении предприятиям, осуществляющим дилерскую деятельность по продаже автомобилей, отсрочки по уплате налога, исчисленного за период с 1 апреля 2020 года до официального прекращения ограничительных мер, связанных с пандемией, и первый последующий месяц, приведет к единовременному отвлечению оборотных средств на уплату налога в бюджет.
Также сообщаем, что в настоящее время Минпромторгом России подготовлен проект федерального закона (далее - законопроект), предусматривающий особый порядок определения налоговой базы по НДС при реализации автомобилей, приобретенных для перепродажи у лиц, не являющихся налогоплательщиками данного налога, и налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
При этом, по оценке ФНС России, в случае принятия законопроекта выпадающие доходы федерального бюджета за 2020 - 2021 годы составят порядка 13,2 млрд. рублей.
Принимая во внимание, что в сегодняшней ситуации расходные обязательства государства, в том числе в социальной сфере и на поддержку устойчивого развития экономики Российской Федерации, возрастают, а принятие законопроекта приведет к выпадающим доходам федерального бюджета, реализация данного предложения не представляется целесообразной.
Одновременно сообщаем, что в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции принят Федеральный закон
от 1 апреля 2020 года N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 102-ФЗ) и, в части реализации положений указанного закона, приняты постановления Правительства Российской Федерации
от 2 апреля 2020 г. N 409 и
от 3 апреля 2020 г. N 434 (далее - постановление N 434).
Кроме того, в соответствии с Законом N 102-ФЗ с 1 апреля 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства, в отношении части выплат в пользу работников таких организаций, превышающих величину минимального размера оплаты труда, предусмотрено снижение общего тарифа страховых взносов с 30% до 15%, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации - 10%, в Фонд социального страхования Российской Федерации - 0% (далее - Фонды).
Также предусмотрено продление сроков уплаты страховых взносов в Фонды для отдельных организаций, осуществляющих деятельность в отдельных отраслях российской экономики.
Более подробную информацию о мерах государственной поддержки по обеспечению устойчивого развития экономики можно получить на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Меры Правительства РФ с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики" по адресу: http://government.ru/support_measures/.
Одновременно отмечаем, что по итогам совещания у Президента Российской Федерации о санитарно-эпидемиологической обстановке и новых мерах по поддержке граждан и экономики страны, состоявшегося 11 мая 2020 года, Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в том числе:
- списание сумм налогов (за исключением налога на добавленную стоимость) и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды за 2-ой квартал 2020 года для индивидуальных предпринимателей и субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в постановлении N 434, а также социально ориентированных некоммерческих организаций;
- предоставление индивидуальным предпринимателям, указанным в постановлении N 434, налогового вычета в размере одного минимального размера оплаты труда в отношении страховых взносов.
Также отмечаем, что Министерство экономического развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.
Таким образом, вопросы, связанные с внесением изменений в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением N 434, относятся к компетенции Минэкономразвития России.
Заместитель Директора
Департамента бюджетной политики
в отраслях экономики
А.Е.ОСОЛОДКОВ