МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 июня 2005 г. N 06-06-01
Настоящим письмом Министерство финансов Российской Федерации направляет концепцию и методику формирования межбюджетных отношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на 2006 год и на среднесрочную перспективу.
Директор Департамента
межбюджетных отношений
А.Г.СИЛУАНОВ
КОНЦЕПЦИЯ И МЕТОДИКА
ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2006 ГОД И НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
Основные подходы к формированию финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2006 год и на среднесрочную перспективу разработаны в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и основными показателями перспективного финансового плана на 2006 - 2008 годы.
В 2006 - 2008 годах предполагается предоставление межбюджетных трансфертов в соответствии с созданными во исполнение
Бюджетного кодекса Российской Федерации формами финансовой поддержки.
Основу раздела "Межбюджетные трансферты", как и в предшествующие годы, составляют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Федеральный фонд софинансирования социальных расходов, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов, Федеральный фонд регионального развития и Федеральный фонд компенсаций.
Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации образуется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и распределяется между субъектами Российской Федерации в соответствии с методикой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации
от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации".
В соответствии с действующим бюджетным законодательством объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, подлежащий утверждению на очередной финансовый год, определяется путем увеличения объема указанного Фонда, утвержденного на текущий финансовый год, на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен).
На 2006 год планируется сформировать Фонд в объеме 203167,0 млн. рублей исходя из объема, утвержденного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год", увеличенного на прогнозный уровень роста потребительских цен в 2006 году в размере 7 процентов. На 2007 - 2008 гг. объем Фонда определяется исходя из прогнозируемого роста потребительских цен в размере 6 и 4 процентов соответственно.
В целях финансирования субъектами Российской Федерации в полном объеме расходов, отнесенных к приоритетным расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, в составе расходов федерального бюджета образуется Федеральный фонд софинансирования социальных расходов. В составе Фонда на 2006 - 2008 гг. предусматриваются субсидии на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по осуществлению мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла; выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей; обеспечению социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, за исключением выплат, предусмотренных статьями 15 и 16.1
от 18 октября 1991 г. N 1761-1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий"; предоставлению гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Объем Фонда на 2006 - 2008 гг. сформирован исходя из размеров Фонда, предусмотренного на 2005 год, увеличенного на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен), а также с учетом доведения уровня софинансирования из федерального бюджета расходов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг до 15 процентов от расчетных расходов бюджетов регионов. На 2006 год объем Фонда составит 25853,5 млн. рублей.
Распределение средств Федерального фонда софинансирования социальных расходов по оказанию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и выплате детских пособий (кроме предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг) производится исходя из численности соответствующих категорий граждан с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации после распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов является правопреемником действовавшего в 2002 - 2004 гг. Фонда реформирования региональных финансов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2005 г. N 2 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов" субсидии из Фонда предоставляются субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, отобранным на конкурсной основе, двумя частями в течение 2 лет по итогам выполнения этапов реализации программ реформирования региональных и муниципальных финансов.
На 2006 год планируется увеличение объема Фонда по сравнению с 2005 годом в 2,4 раза или до 1412,4 млн. рублей. Указанное увеличение связано с тем, что предполагается выделение средств субъектам Российской Федерации, отобранным в рамках первого и второго конкурсных отборов, двумя частями, рассчитанных исходя из объема Фонда, утвержденного на 2005 год, увеличенного на уровень роста потребительских цен в размере 7 процентов. Кроме того, для успешной реализации Федерального закона
от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в составе Фонда учтены средства в сумме 128,4 млн. рублей для муниципальных образований, отбор которых будет произведен в 2005 году. В 2007 - 2008 гг. из Фонда предполагается выделение средств субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, претендующим на получение субсидий из Фонда и отобранным в рамках проведения двух последующих конкурсов.
Использование средств Фонда направлено на реализацию программ реформирования региональных и муниципальных финансов, погашение и обслуживание долговых обязательств, развитие социальной инфраструктуры, реализацию социально значимых мероприятий и проектов.
В 2006 году в составе федерального бюджета образован Федеральный фонд регионального развития в объеме 2679,3 млн. рублей. Федеральный фонд регионального развития сформирован с целью повышения уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе путем улучшения обеспеченности регионов инженерной и социальной инфраструктурой. Начиная с 2006 года формирование и распределение средств Фонда предполагается осуществлять на формализованной основе в рамках единой системы межбюджетных трансфертов. Предоставление средств Фонда будет осуществляться на условиях софинансирования с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и потребности в получении соответствующей финансовой помощи.
При расчете средств Фонда на 2007 - 2008 гг. использован прогнозируемый уровень роста потребительских цен на соответствующий год.
В целях оказания финансовой поддержки территориальных бюджетов в связи с изменением налогового и бюджетного законодательства, объема расходных обязательств в составе расходов федерального бюджета образуются дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
В 2006 году предусматривается реализация Федерального закона
от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которая потребует дополнительных средств субъектов Российской Федерации на обеспечение межбюджетного выравнивания муниципальных образований, выполнение ими возложенных обязательств.
В этой связи объем дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в 2006 году существенно возрастет. Размер средств увеличится по сравнению с 2005 годом в 2,8 раза и составит 55319,7 млн. рублей. Часть указанных дотаций в сумме 34454,7 млн. рублей сформирована за счет безвозмездных перечислений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поступивших в федеральный бюджет в 2005 году.
Распределение средств будет производиться с учетом реализации Федерального закона
от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и изменения налогового законодательства, приводящего к снижению налоговой базы бюджетов субъектов Российской Федерации.
На 2007 - 2008 гг. объем дотаций определен исходя из базового объема дотаций, сложившегося в 2005 году в сумме 19500 млн. рублей, и прогнозируемого уровня роста - потребительских цен в размере 6 и 4 процентов соответственно.
Объем финансирования расходов на возмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления на 2006 год, определен в сумме 12942,9 млн. рублей с учетом завершения расчетов по погашению задолженности, не обеспеченной финансированием в 2005 году, и расходов, определенных по актам приема-передачи, представленным субъектами Российской Федерации в 2004 году в связи с завершением сроков передачи объектов, установленных Федеральным законом
от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
В бюджетах на 2006 - 2008 гг. предусмотрено сохранить финансовую поддержку закрытых административно-территориальных образований.
В соответствии со статьей 5.1 Закона Российской Федерации
от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" межбюджетные трансферты закрытым административно-территориальным образованиям (ЗАТО) выделяются с учетом финансирования дополнительных расходов, связанных с особым режимом безопасного функционирования ЗАТО. Правила компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов ЗАТО, связанных с особым режимом безопасного функционирования, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации
от 18 апреля 2005 г. N 232.
За счет указанных межбюджетных трансфертов будут обеспечены меры социальной защиты, занятость населения в условиях ограничения права ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом.
Объем дотаций бюджетам ЗАТО на 2006 год определен в сумме 9620,7 млн. рублей исходя из объема, предусмотренного на 2005 год, увеличенного на прогнозируемый уровень роста потребительских цен.
Распределение указанных средств бюджетам ЗАТО будет осуществляться по единой методике исходя из численности населения и с учетом удорожающих или удешевляющих факторов стоимости предоставления бюджетных услуг в субъектах Российской Федерации.
Кроме того, предусматривается оказание финансовой помощи из федерального бюджета в виде субвенций на переселение граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями (объектами), расположенными на территории ЗАТО, и на развитие социальной и инженерной инфраструктуры.
Объем субвенций на переселение граждан на 2006 год в сумме 1088,1 млн. рублей будет распределяться исходя из количества поставленных в ЗАТО на учет граждан, которые могут выехать в 2006 году на новое место жительства, средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья в Российской Федерации, установленных жилищным законодательством социальных норм жилья.
Объем субвенций на развитие социальной и инженерной инфраструктуры на 2006 год в сумме 5128,3 млн. рублей будет распределяться с учетом доведения уровня фактической обеспеченности объектами образования, здравоохранения, культуры, жилищного строительства, коммунальной и инженерной инфраструктуры до уровня, установленного нормативами.
На 2007 - 2008 гг. объемы дотаций и субвенций определяются исходя из индексации на прогнозируемый уровень роста потребительских цен суммы средств предыдущего финансового года.
Начиная с 2006 года бюджеты муниципальных образований, имеющих статус ЗАТО, включаются в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В связи с этим изменится порядок зачисления межбюджетных трансфертов, которые будут перечисляться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся ЗАТО, для последующей передачи средств соответствующим бюджетам ЗАТО. Вместе с тем указанные средства не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе г. Байконура, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г. в федеральном бюджете на 2006 год предусмотрены средства на обеспечение сбалансированности бюджета г. Байконура.
В 2004 - 2005 гг. средства в федеральном бюджете г. Байконуру не предусматривались в связи с наличием значительных остатков средств на счетах бюджета на начало соответствующего года в результате поступления в 2003 году дополнительных доходов в бюджет г. Байконура от крупных плательщиков, имевших налоговые льготы в 2001 году.
Начиная с 2006 года расходы бюджета города по финансированию капитальных вложений и отселению не обеспечиваются в полном объеме собственными источниками, в связи с чем из федерального бюджета бюджету г. Байконура предусматриваются дотации на содержание объектов инфраструктуры города, связанных с арендой космодрома, в сумме 671,8 млн. рублей, субвенции на капитальные вложения - в сумме 208,7 млн. рублей и субвенции на отселение граждан - 154,1 млн. рублей.
В последующие годы объем дотаций и субвенций определен исходя из прогнозируемого уровня роста потребительских цен.
В расходах федерального бюджета на 2006 год и последующие годы сохраняется финансовая поддержка города-курорта Сочи. Объем средств на 2006 - 2008 годы определен исходя из объема средств, утвержденных на 2005 год с учетом прогнозируемого индекса потребительских цен.
Финансирование дополнительных расходов наукоградов Российской Федерации осуществляется в виде субвенций из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом
от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации".
В настоящее время статус наукограда Российской Федерации имеют 7 муниципальных образований: г. Обнинск Калужской области, г. г. Королев, Дубна, Реутов, Фрязино Московской области, п. Кольцово Новосибирской области, г. Мичуринск Тамбовской области.
Объем субвенций для финансирования дополнительных расходов наукоградов Российской Федерации на 2006 год определен в сумме 749,0 млн. рублей с учетом продолжения финансирования мероприятий, реализуемых в 2005 году, в последующие годы - исходя из коэффициентов индексации.
Финансирование Всероссийского конкурса на звание "Самый благоустроенный город России" будет производиться на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 мая 1997 г. N 528. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 июня 1997 г. N 922 финансирование названного конкурса должно производиться за счет средств федерального бюджета.
В проекте федерального бюджета на 2006 год предусмотрено 100,0 млн. рублей, в том числе 98,5 млн. рублей - на премирование городов - победителей указанного конкурса и 1,5 млн. рублей - на расходы по проведению конкурса.
Проведение Всероссийского конкурса способствует реализации реформы в жилищно-коммунальном комплексе, возрождению и обновлению городов, модернизации действующих и строительству новых объектов освещения, озеленения и улично-дорожной сети.
В соответствии с Федеральным законом
от 3 апреля 1996 г. N 29-ФЗ "О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1995 г. N 238 за счет средств федерального бюджета осуществляется финансирование ГУП МосНПО "Радон". Финансирование работ, проводимых вышеназванными предприятиями, направляется на мероприятия по сбору, переработке, утилизации и хранению радиоактивных отходов.
В федеральном бюджете на 2006 год предусмотрено финансирование указанного предприятия в сумме 1315,0 млн. рублей, что превышает уровень финансирования текущего года на 30 процентов.
Указанное увеличение связано с необходимостью принятия срочных мер к усилению защиты ядерно и радиационно опасных объектов от вредного влияния техногенных, природных факторов и террористических проявлений, повышению защищенности населения и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов, связанных с использованием атомной энергии и природных источников ионизирующих излучений.
В целях финансового обеспечения полномочий Российской Федерации, делегируемых для исполнения органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в составе расходов федерального бюджета по подразделу "Фонды компенсаций", образуется Федеральный фонд компенсаций.
В состав Федерального фонда компенсаций включены субвенции на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком "Почетный донор России (СССР)", на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и на регистрацию актов гражданского состояния.
Распределение средств Федерального фонда компенсаций производится с учетом нормативов финансовых затрат на выполнение соответствующих полномочий и численности отдельных категорий граждан.
На 2006 год планируется сформировать Фонд в сумме 62366,9 млн. рублей (без учета расходов на выполнение федеральных полномочий по регистрации актов гражданского состояния).
Средства на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком "Почетный донор России (СССР)", рассчитаны исходя из объема, утвержденного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год", увеличенного на рост потребительских цен в 2006 году в размере 7 процентов. На 2007 - 2008 гг. объем указанных средств определен исходя из прогнозируемого уровня роста потребительских цен в размере 6 и 4 процентов соответственно.
В 2005 году объем средств в Федеральном фонде компенсации на реализацию мер социальной поддержки инвалидам, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, ветеранам (кроме ветеранов труда и тыла) был определен с учетом численности лиц, обращающихся за получением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг и затрат организаций жилищно-коммунального комплекса, предоставивших эти услуги.
Федеральным законом
от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам местного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" установлены новые подходы формирования Федерального фонда компенсаций.
В соответствии с этим Законом расчет необходимого объема средств на финансирование данных мер социальной поддержки граждан должен производиться исходя из численности граждан, имеющих право на указанные льготы, федеральных стандартов предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц и социальной нормы площади жилья. В результате объем средств, выделяемых из Федерального фонда компенсаций на оплату отдельным категориям граждан жилья и коммунальных услуг, возрастет в 2006 году по сравнению с 2005 годом в 2 раза и составит 58658,4 млн. рублей.
В состав подраздела также будут включены средства на реализацию других расходных обязательств Российской Федерации с учетом положений Федеральных законов
от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и
от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам местного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", такие как: на осуществление полномочий по тушению лесных пожаров - в сумме 500,0 млн. рублей, на осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находящимися во владении сельскохозяйственных организаций, - 726,0 млн. рублей.
В составе межбюджетных трансфертов в 2006 году на финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности в части реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков предусмотрено 2036,6 млн. рублей. Указанные средства будут направлены на снос и переселение граждан из ветхого жилья, содействие созданию новых рабочих мест для высвобождаемых в процессе реструктуризации работников угольной отрасли, а также переселение граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков.
В связи с разграничением расходных полномочий и централизацией средств водного налога в федеральном бюджете предусматриваются средства на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозных гидротехнических сооружений в сумме 670 млн. рублей.
В связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения на 2006 - 2008 гг. предусматриваются средства в сумме 30,7 млн. рублей ежегодно на осуществление полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Кроме того, для дополнительного финансирования полномочий субъектов Российской Федерации по поддержке сельскохозяйственного производства на 2006 год предусмотрены ассигнования в объеме 11285 млн. рублей. Указанные средства будут направлены бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий с последующим их использованием на государственную поддержку растениеводства и животноводства, субсидирование процентных ставок по кредитованию сельхозтоваропроизводителей, страхование посевов сельскохозяйственных культур.