МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июня 2006 г. N 03-06-02-02/73
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики подтверждает свою позицию, изложенную в письме Минфина России от 13 февраля 2006 г. N 03-06-04-02/02, и по вопросу возврата начисленных и взысканных налоговыми органами сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу за период 2003 - 2005 годов сообщает следующее.
В соответствии со статьей
57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоги считаются установленными, когда определены все элементы налогообложения (статья
3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)).
Статьей 14 Кодекса транспортный налог отнесен к региональным налогам, при установлении которых законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.
Учитывая, что до 1 января 2006 года отчетные периоды по транспортному налогу Кодексом не были предусмотрены и на налогоплательщиков не возлагались обязанности по уплате авансовых платежей и представлению расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу, правовые основания для начисления и взыскания с налогоплательщиков сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу отсутствовали. Данная позиция отражена, в частности, в Постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 11 мая 2005 г. N 32пв04.
В Постановлении от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой
Налогового кодекса Российской Федерации" отражена позиция Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающаяся, в частности, порядка взыскания сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей. В соответствии с данной позицией пени, предусмотренные статьей 75 Кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.
В силу части пятой статьи
76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Статьей 6 Кодекса установлено, что нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Кодексу, если такой акт, в частности, изменяет определенное Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, или иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений Кодекса. Признание нормативного правового акта не соответствующим Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено Кодексом.
В случае признания закона субъекта Российской Федерации о транспортном налоге противоречащим федеральному законодательству и, следовательно, недействующим налогоплательщики в силу статьи 21 Кодекса имеют право на своевременный возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Возврат излишне взысканных сумм пени осуществляется налоговыми органами по месту учета налогоплательщика в порядке, установленном статьей 79 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи Кодекса решение о возврате излишне взысканных сумм пени принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взысканы суммы пени, а судом - в порядке искового судопроизводства.
Учитывая изложенное, полагаем, что возврат излишне взысканных сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу за период 2003 - 2005 годов необходимо производить налоговым органам на основании письменного заявления налогоплательщика в том случае, если закон субъекта Российской Федерации о транспортном налоге в части установления авансовых платежей по транспортному налогу признан судом недействующим.
В настоящее время Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 59-Г05-26 и от 29 марта 2006 г. N 33-Г06-4 признаны недействующими в части установления авансовых платежей по транспортному налогу соответственно положения Закона Амурской области от 18 ноября 2002 г. N 142-ОЗ "О транспортном налоге на территории Амурской области" и Закона Ленинградской области от 22 ноября 2002 г. N 51-ОЗ "О транспортном налоге".
Директор департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
М.А.МОТОРИН