МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 февраля 2006 г. N 03-03-04/4/22
Вопрос. 9 марта 2005 г. Минфин России выпустил письмо N 03-03-01-04/1/102. Вывод письма заключался в том, что "оплата труда работника за сверхурочную работу более 120 часов в год не может включаться в расходы налогоплательщика на оплату труда и уменьшать налогооблагаемую прибыль, так как в данном случае нарушаются положения ст.
99 ТК РФ".
23 сентября 2005 г. Федеральной налоговой службой РФ было выпущено письмо N 02-1-08/195@ "По вопросу учета для целей налогообложения прибыли расходов по оплате сверхурочных работ, превышающих 120 часов в год", в котором изложена позиция, заключающаяся в возможности отнесения к расходам в целях налогообложения прибыли оплаты труда работников, работающих сверхурочно (в т.ч., если количество часов, отработанных им сверхурочно, превышает 120 ч в год), при условии, если такая обязанность предусмотрена трудовым договором, заключенным с работником. В указанном письме дается ссылка на аналогичную позицию Минфина России (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 15.08.2005 N 03-03-02/62). Ознакомиться с содержанием данного письма не представляется возможным, так как в правовых базах ("Консультант", "Гарант") и публикациях прессы текста данного письма не содержится.
Прошу подтвердить возможность отнесения к расходам в целях налогообложения прибыли оплаты труда работников, работающих сверхурочно (в т.ч., если количество часов, отработанных ими сверхурочно, превышает 120 ч в год).
Ответ. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу включения в состав расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, расходов на оплату труда работников, работающих сверхурочно, если количество часов, отработанных ими сверхурочно, превышает 120 ч в год, и сообщает следующее.
Согласно ст.
255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пункт 3 ст. 255 Кодекса относит к расходам на оплату труда начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в т.ч. надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок привлечения к сверхурочной работе предусмотрен ст.
99 Трудового кодекса РФ, согласно которой сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 ч в год.
Оплата сверхурочной работы производится в соответствии с положениями ст.
152 Трудового кодекса РФ, которой определен минимальный размер оплаты труда сверхурочной работы.
При этом сверхурочная работа должна быть оплачена в повышенном размере независимо от того, соблюден ли порядок привлечения к сверхурочным работам.
По заключению Федеральной службы по труду и занятости, нарушение работодателем порядка привлечения к сверхурочной работе (например, превышение максимально допустимого числа часов сверхурочной работы в год) не должно отразиться на реализации права работника на оплату труда за сверхурочную работу.
Таким образом, трудовым законодательством предусмотрена обязанность работодателя оплатить в повышенном размере труд работника, привлекаемого к работе сверхурочно с нарушением ограничений, установленных ст.
99 Трудового кодекса РФ.
В целях налогообложения прибыли все расходы, признаваемые при исчислении налоговой базы, должны быть документально подтверждены и обоснованы, т.е. экономически оправданы, и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 Кодекса).
По нашему мнению, оплату сверхурочной работы с согласия работника следует рассматривать как обоснованный расход.
Учитывая изложенное, расходы на оплату труда работников, работающих сверхурочно (в т.ч. если количество часов, отработанных ими сверхурочно, превышает 120 ч в год), в целях налогообложения прибыли относятся к расходам на оплату труда согласно п. 3 ст. 255 Кодекса при условии, если такая обязанность предусмотрена трудовым договором, заключенным с работником.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
А.И.ИВАНЕЕВ