МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 27 апреля 2024 г. N СД-4-5/5114@
О НАПРАВЛЕНИИ КОПИИ ПИСЬМА
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе копию письма Министерства финансов Российской Федерации от 26.04.2024 N 24-06-06/39637, содержащего разъяснения Министерства финансов Российской Федерации по вопросу применения положений Федерального закона
от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при привлечении экспертов в рамках проведения налогового контроля.
Доведите указанное письмо до подведомственных налоговых инспекций.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С.САТИН
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 апреля 2024 г. N 24-06-06/39637
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение ФНС России от 25.03.2024 N СД-4-5/3356@ по вопросу применения положений Федерального закона
от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при привлечении экспертов в рамках проведения налогового контроля, с учетом пунктов 11(8) и 12(5) Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России
от 14.09.2018 N 194н, сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 31
Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Налоговый кодекс) налоговые органы вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.
Пунктом 1 статьи 95
Налогового кодекса установлено, что в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт.
Согласно пункту 3 статьи 95
Налогового кодекса экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, если иное не предусмотрено
Налоговым кодексом.
В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.
В силу положений, установленных пунктом 2 статьи 131
Налогового кодекса, переводчики, специалисты и эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.
С учетом пункта 4 статьи 131
Налогового кодекса суммы, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей.
Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, установлены Постановлением N 298 <1> и финансируются из федерального бюджета.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства Российской Федерации
от 16.03.1999 N 298 "О порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля" (далее - Постановление N 298).
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание установленное пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ определение закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд, работы, выполняемые экспертами в целях защиты интересов общества и государства, а также защиты личности, прав и свобод человека и гражданина, по мнению Департамента, нельзя квалифицировать в качестве закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с чем к отношениям, связанным с привлечением экспертов в рамках проведения налогового контроля, положения Закона N 44-ФЗ не применяются.
Заместитель директора Департамента
Н.В.КОНКИНА