МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 3 мая 2024 г. N ШЮ-4-13/5215@
ОБ ОБЯЗАННОСТИ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ НАЛОГОВЫХ РАСЧЕТОВ
Федеральная налоговая служба в связи с поступающими обращениями по вопросу исполнения обязанности по предоставлению в налоговые органы Налогового расчета сумм доходов выплаченных иностранным организациям и сумм удержанных налогов (далее - Расчет), в дополнение к письму от 14.11.2023 N ШЮ-4-13/14369@ сообщает следующее.
Федеральным законом N 389-ФЗ <1> внесены изменения в пункт 3.2 статьи 76 и пункт 1 статьи 119
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которым в случае непредставления налоговым агентом Расчета в течение 20 дней по истечении установленного срока представления Расчета налоговым органом принимается решение о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств. Также непредставление Расчета в установленный законодательством о налогах и сборах срок влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
--------------------------------
<1> Федеральный закон
от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую
Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой
Налогового кодекса Российской Федерации".
ФНС России обращает особое внимание, что письмом от 12.04.2022 N СД-4-3/4421@ доведена позиция, что "доходы иностранных организаций, получаемые от выполнения работ и оказания услуг на территории иностранного государства, в соответствии со статьей 309 Кодекса не являются доходами от источников в Российской Федерации и могут не отражаться в Расчете.
Также доходы иностранных организаций, полученные от сделок по реализации товаров в адрес российских лиц, не являются доходами от источников в Российской Федерации и могут не отражаться в Расчете".
Налоговым органам в целях анализа правомерности непредставления Расчетов российскими организациями и индивидуальными предпринимателями следует исходить из того, что доходы от выполнения работ и оказания иностранной организацией услуг вне территории Российской Федерации не являются доходами от источников в Российской Федерации в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
При оценке места выполнения работ и оказания иностранной организацией услуг налоговые органы должны руководствоваться широким перечнем фактов, обстоятельств и сведений. В качестве выполненных работ (оказанных услуг) на территории иностранного государства могут рассматриваться, например:
- услуги по обучению персонала российской организации, проведение которых осуществляется вне территории Российской Федерации;
- туристические услуги, оказанные на территории иностранного государства;
- выполнение для российского налогоплательщика проектно-изыскательских работ в целях реализации промышленных проектов вне территории Российской Федерации;
- пусконаладочные работы оборудования, установленного на территории иностранного государства;
- информационные, аудиторские, консультационные услуги, оказанные иностранным контрагентом удаленно;
- прочие работы (услуги), место оказания которых не может быть однозначно определено как территория Российской Федерации.
Одновременно ФНС России обращает внимание, что с 01.01.2024 к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом и отражению в Расчете, относятся доходы, полученные иностранной организацией от выполнения работ (оказания услуг) на территории Российской Федерации взаимозависимому лицу, определяемому в соответствии со статьей 105.1 Кодекса <2>. При этом для применения данного подпункта указанные работы считаются выполненными (услуги считаются оказанными) на территории Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
--------------------------------
<2> Подпункт 9.4 пункта 1 статьи 309 Кодекса.
В этой связи налоговым органам при проведении контрольно-аналитической работы в отношении операций (сделок) российских налогоплательщиков с иностранными организациями, не осуществляющими деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, необходимо не допускать необоснованного взыскания штрафов и приостановлений операций по банковским счетам российских налогоплательщиков в связи с неподачей Расчетов.
Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Ю.В.ШЕПЕЛЕВА