НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> ФНС России от 01.07.2016 N АС-4-16/11902@ "О проведении аудиторских проверок"

"О проведении аудиторских проверок"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 1 июля 2016 г. N АС-4-16/11902@
О ПРОВЕДЕНИИ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК
Федеральная налоговая служба в целях совершенствования механизмов внутреннего аудита территориальных налоговых органов и обеспечения единого подхода к его проведению, направляет для использования в работе межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам и управлений ФНС России по субъектам РФ рекомендации по проведению аудиторских проверок по направлению "Организация работы по учету поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами, взаимодействию с органами федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и финансовыми органами муниципальных образований и формирование статистической налоговой отчетности о поступлениях налогов, сборов и иных обязательных платежей" (раздел 6 Типовой программы аудиторской проверки, направленной письмом ФНС России от 30.06.2016 N АС-4-16/11702@).
Начальникам межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам, Управлений ФНС России по субъектам РФ необходимо обеспечить ознакомление и использование в работе данного письма специалистами, в компетенцию которых входит проведение предпроверочного анализа и аудиторской проверки по указанному направлению.
При проведении аудиторских проверок необходимо учитывать, что прилагаемые к настоящему письму примеры QBE запросов не ограничивают механизмы выявления нарушений и недостатков в работе налоговых органов и могут быть изменены или дополнены по решению проверяющего, в том числе с учетом практических результатов, изменений в версиях ЭОД и регламентирующих документах ФНС России.
В ходе аудиторских проверок рекомендуется проверить вопросы направления с учетом следующего:
1. Организация работы по взаимодействию с финансовыми
органами субъектов Российской Федерации и финансовыми
органами муниципальных образований
По данному вопросу в Управлениях ФНС России по субъектам РФ проверяется:
- Обеспечение полноты, достоверности и своевременности представления финансовому органу субъекта Российской Федерации и финансовым органам муниципальных образований отчетов о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам, а также информационного массива по начисленным, уплаченным суммам налогов, сборов, иных обязательных платежей и суммах задолженности по ним (проверяется дистанционно).
В ходе проверки следует обратить внимание на:
- осуществление Управлением контроля полноты выгрузки сведений (информационного массива) в адрес финансовых органов.
Следует учесть, в адрес финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований направляется информация по налогам и сборам, формирующим региональные и местные бюджеты. Настройка справочника КБК, подлежащих выгрузке, осуществляется на региональном уровне (ПК "Регион") - как для выгрузки информационного массива регионального уровня, так и для местного уровня. Неверное установление признаков выгрузки по каким-либо КБК приведет к неполной или излишней выгрузке информации.
Кроме того, необходимо учитывать, что информационный ресурс "Расчеты с бюджетом" формируется на региональном уровне в соответствии с приказом ФНС России от 16.06.2011 N ЯК-7-1/376@ из трех источников: от подведомственных ИФНС, от МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, от УФНС по субъектам Российской Федерации.
Для полноты выгрузки информационного массива в адрес финансовых органов необходимо проконтролировать наличие в ПК "Регион" на соответствующую дату информации от МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и УФНС России по другим субъектам Российской Федерации. Количество представляющих ИР в проверяемое Управление субъектов РФ и МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в течение года должно либо увеличиваться от даты к дате, либо оставаться неизменным. Снижение говорит о неполноте выгрузки информационного массива;
- соблюдение срока направления информационного массива в адрес финансовых органов субъектов
При проверке рекомендуется обратить внимание, что нормативными документами установлен срок направления - ежемесячно до 15 числа. При этом необходимо учесть, что информационный массив в адрес органов муниципальных образований формируется на региональном уровне и направляется в подведомственные налоговые органы (Инспекции) для дальнейшей передачи муниципальным финансовым органам. Поэтому должен быть соблюден срок формирования ИР с учетом своевременного направления его Инспекциями в адрес финансовых органов муниципального образования;
- соблюдение сроков направления данных статистической отчетности о налоговой базе и структуре начислений финансовым органам
Согласно действующему порядку (приказ Минфина России и ФНС России от 30.06.2008 N 65н/ММ-3-1/295) данные статистической налоговой отчетности о налоговой базе должны быть направлены финансовым органам субъектов Российской Федерации до 1 августа года, следующего за отчетным. Следует учесть, что по каждому отчету установлен свой срок направления его в адрес финансовых органов (указан на титульном листе и (или) в методических указаниях), поэтому в ходе проверки обратить внимание на соблюдение сроков направления данных по каждому отдельно взятому отчету;
- соблюдение порядка информирования финансовых органов о причинах непредставления отчета при отсутствии налогоплательщика
Согласно нормативным документам (письма ФНС России от 25.12.2015 N ЗН-4-1/22840@, от 21.12.2012 N ЗН-4-1/21802@) при отсутствии на территории муниципального образования (субъекта РФ) налогоплательщиков по какому-либо виду налога (сбора), вместо "нулевого" отчета в установленные сроки обязательно направляется письмо с объяснением причины не представления отчета.
Таким образом, проверка должна заключаться в наличии зарегистрированных в СЭД соответствующих писем;
- соблюдение порядка направления финансовым органам уточненных форм статистической налоговой отчетности при условии направленных Управлением на федеральный уровень корректировок к ранее переданным отчетам (письма ФНС России от 25.12.2015 N ЗН-4-1/22840@, от 21.12.2012 N ЗН-4-1/21802@).
В ходе проверки следует учесть: при внесении изменений (корректировок) в статистическую налоговую отчетность, налоговым органом должны быть повторно сформированы отчеты и направлены финансовым органам с учетом корректировки, представленной Управлением.
- Применяемые налоговыми органами схемы взаимодействия с финансовыми органами в целях доведения информации до муниципальных образований, в т.ч. не имеющих программных средств для ее приема и использования (проверяется дистанционно).
При проверке данного вопроса следует обратить внимание, что нормативными документами (письма ФНС России от 25.12.2015 N ЗН-4-1/22840@, от 21.12.2012 N ЗН-4-1/21802@) не предусмотрено применение единого порядка доведения информации до муниципальных образований.
Порядок доведения информационного массива зависит от технической оснащенности финансовых органов регионального и местного уровней и достигнутых договоренностей с ними.
По данному вопросу следует отразить в материалах проверки информацию по субъекту Российской Федерации:
- реквизиты (номер и дату) документов (соглашения, письма и др.), регламентирующие порядок взаимодействия налоговых и финансовых органов либо сообщить об их отсутствии;
- общее количество муниципальных образований (районов (городских округов с внутригородским делением));
- количество муниципальных образований (районов (городских округов с внутригородским делением)), имеющих программные средства для приема и обработки информационного массива;
- способы передачи информационного массива в финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) с указанием количества муниципальных образований:
- по электронным каналам связи или на электронных носителях;
- непосредственно налоговыми органами, через муниципальный район, через финансовый орган субъекта;
- соблюдение порядка информирования муниципальных образований о доведении данных информационного массива и (или) отчетных данных по выбранной схеме (направить копию заключенного Соглашения).
Следует обратить внимание, что при передаче полномочий приема и обработки информационного массива от муниципальных образований муниципальным районам, а также при достижении договоренности о направлении информационного массивна местный уровень через финансовый орган субъекта Российской Федерации, в Соглашениях о взаимодействии должны быть учтены соответствующие изменения (письма ФНС России от 25.12.2015 N ЗН-4-1/22840@, от 21.12.2012 N ЗН-4-1/21802@).
В части статистической налоговой отчетности в ходе проверки (в соответствии с письмом ФНС России от 31.01.2014 N АС-4-10/1629@) следует отразить:
- количество муниципальных образований, получающих статистическую налоговую отчетность напрямую от налоговых органов, через муниципальные районы, через финансовый орган субъекта, на официальном Интернет-сайте ФНС России;
- способы передачи в финансовый орган субъекта Российской Федерации: по электронным каналам связи или на электронных носителях;
- количество муниципальных образований, получающих статистическую налоговую отчетность по электронным каналам связи или на электронных носителях (в отношении отчетности, представляемой непосредственно налоговыми органами).
- Размещение на Интернет-сайтах управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации отчетов о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам по формам статистической налоговой отчетности ФНС России в целом по субъекту Российской Федерации и в разрезе муниципальных образований (проверяется дистанционно).
В ходе проверки необходимо обратить внимание на соблюдение требований к размещению отчетных данных по формам статистической налоговой отчетности на Интернет-сайтах управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации в соответствии с приказом ФНС России от 11.12.2012 N ММВ-7-1/936@ (в редакции приказов ФНС России от 19.02.2015 N ММВ-7-1/76@, от 27.11.2015 N ММВ-7-1/548@) и письмами ФНС России от 13.08.2013 N АС-4-1/14659@, от 09.07.2013 N ЗН-4-1/12362@, от 13.01.2015 N ЗН-4-1/51@, а именно на:
- своевременность размещения отчетных данных по формам статистической налоговой отчетности;
- размещение на Интернет-сайте данных статистической налоговой отчетности о налоговой базе и структуре начислений (в целом по субъекту и в разрезе муниципальных образований);
- размещение на Интернет-сайте данных статистической налоговой отчетности с учетом корректировок, направленных Управлением на федеральный уровень.
Особое внимание в ходе проверки (в соответствии с письмом ФНС России от 31.01.2014 N АС-4-10/1629@) следует обратить на мероприятия, проводимые налоговыми и финансовыми органами для решения вопроса оптимизации информационного взаимодействия.
Указать реквизиты писем, направленные в финансовые органы, даты совещаний и достигнутые результаты, факты и причины получения запросов от финансовых органов о повторном предоставлении отдельных показателей информационного ресурса.
Наличие таких запросов говорит о низкой эффективности использования ИР РСБ финансовыми органами и предполагает либо проведение совещаний по разъяснению налоговым органами возможностей ИР, либо о необходимости поднятия налоговыми органами вопроса об оптимизации взаимодействия с финансовым органом соответствующего муниципального образования (передачи полномочий приема и обработки ИР финансовому органу другого уровня, например, районного или регионального).
Вопрос может быть проверен с выездом в инспекцию (для изучения переписки с финансовыми органами) либо дистанционно путем обеспечения удаленного доступа к БД "Канцелярия" проверяемого налогового органа.
- Представление отчетов по формам статистической налоговой отчетности, сформированных в целом по субъекту Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках Соглашения по информационному взаимодействию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, заключенного в соответствии с поручением ФНС России (проверяется дистанционно).
По данному вопросу следует проверить:
- наличие приложения к заключенному типовому Соглашению перечня форм статистической налоговой отчетности, направляемых в формате сводных по региону данных в адрес органа исполнительной власти субъекта;
- соблюдение сроков направления сводных отчетных данных органу исполнительной власти субъекта, предусмотренных Соглашением о взаимодействии (соблюдение положений приказа ФНС России от 11.12.2012 N ММВ-7-1/936@, писем ФНС России от 29.06.2006 N САЭ-6-10/659@, от 03.02.2011 N ЗН-4-1/1583@, от 22.03.2013 N ЗН-4-1/4956@, от 28.02.2014 N ЗН-4-1/3492@, от 25.12.2015 N ЗН-4-1/22840@).
По данному вопросу в Инспекциях ФНС России проверяется:
- Обеспечение полноты, достоверности и своевременности представления финансовым органам муниципальных образований отчетов о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам, а также информационного массива о начисленных, уплаченных суммах налогов, сборов, иных обязательных платежей и о суммах задолженности (проверяется дистанционно).
В ходе проверки следует обратить внимание на соблюдение налоговыми органами (Инспекциями) Правил взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, утвержденных Приказом Минфина России и ФНС России от 30.06.2008 N 65н/ММ-3-1/295, а именно на:
- соблюдение срока направления информационного массива в адрес финансовых органов местных администраций;
- соблюдение сроков направления финансовым органам данных статистической налоговой отчетности о налоговой базе.
Проверяется соблюдение сроков направления по каждому отдельно взятому отчету;
- соблюдение порядка информирования финансовых органов о причинах непредставления отчета при отсутствии налогоплательщика.
Согласно нормативным документам (письма ФНС России от 25.12.2015 N ЗН-4-1/22840@, от 21.12.2012 N ЗН-4-1/21802@) при отсутствии на территории муниципального образования (субъекта Российской Федерации) налогоплательщиков по какому-либо виду налога (сбора), вместо "нулевого" отчета в установленные сроки обязательно направляется письмо с объяснением причины не представления отчета.
Проверка должна заключаться в наличии зарегистрированных в СЭД соответствующих писем.
- Применяемые налоговыми органами схемы взаимодействия с финансовыми органами в целях доведения информации до муниципальных образований, не имеющих программных средств для ее приема и использования
При проверке следует обратить внимание, что нормативными документами (письма ФНС России от 25.12.2015 N ЗН-4-1/22840@, от 21.12.2012 N ЗН-4-1/21802@) не предусмотрено применение единого порядка доведения информации до муниципальных образований.
Порядок обмена информационным массивом зависит от технической оснащенности финансовых органов местного уровня и достигнутых договоренностей с ними.
В материалах проверки следует отразить информацию:
- реквизиты (номер и дату) документов (соглашения, письма и др.), регламентирующие порядок взаимодействия налоговых и финансовых органов либо сообщить об их отсутствии;
- общее количество муниципальных образований (районов (городских округов с внутригородским делением));
- количество муниципальных образований (районов), имеющих программные средства для приема и обработки информационного массива;
- способы передачи информационного массива в финансовый орган муниципального образования по электронным каналам связи или на электронных носителях (с указанием количества муниципальных образований);
- способы передачи информационного массива непосредственно налоговыми органами, через муниципальный район, через финансовый орган субъекта (с указанием количества муниципальных образований);
- соблюдение порядка информирования муниципальных образований о доведении данных информационного массива и (или) отчетных данных налоговых органов по выбранной схеме (направление копии заключенного Соглашения).
Следует обратить внимание, что при передаче муниципальным районам полномочий по доведению информационного массива до муниципальных образований, а также при достижении договоренности о направлении информационного массивна на местный уровень через финансовый орган субъекта Российской Федерации, в Соглашениях о взаимодействии должны быть учтены соответствующие схемы взаимодействия и копии Соглашений направлены в муниципальные образования (письма ФНС России от 25.12.2015 N ЗН-4-1/22840@, от 21.12.2012 N ЗН-4-1/21802@).
2. Организация работы по формированию статистической
налоговой отчетности
По данному вопросу в Управлениях ФНС России по субъектам РФ проверяется:
- Формирование статистической налоговой отчетности о поступлении доходов, администрируемых налоговыми органами, в соответствии с указаниями ФНС России о порядке составления форм отчетности, сроках представления отчетов и уточненных данных (корректировок)
(проверяется дистанционно)
При проверке следует обратить внимание на организацию работы по порядку составления и передаче данных статистической налоговой отчетности в соответствии с Основными положениями о порядке составления, передачи и контроля достоверности отчетов, представленных по формам статистической налоговой отчетности NN 1-НМ, 1-НОМ, 2-ЕМ, утвержденным приказами ФНС России на соответствующий год.
Необходимо оценить полноту принятых данных, а именно информационные ресурсы всех ли налоговых органов (Инспекций) региона приняты в полном объеме и в установленные сроки, информационные ресурсы всех ли управлений ФНС России по субъектам и межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам приняты на соответствующую отчетную дату в установленные сроки.
Проверяется соблюдение сроков представления отчетных данных Управлением в ФНС России, а также порядка и сроков направления на федеральный уровень корректировок (Письма ФНС России от 04.02.2014 N ЗН-4-1/1773@, от 13.02.2015 N ЗН-4-1/2196@, от 24.12.2015 N ЗН-4-1/22706@).
Кроме того, оценивается обеспечение надлежащего хранения представляемой в вышестоящий орган отчетности и последующих корректировок к ней с подписью руководителя налогового органа на бумажных носителях и ведение электронного архива переданных файлов (электронных копий отчетов) с использованием стандартных средств резервного копирования в соответствии с Основными положениями, утвержденными приказами ФНС России от 05.02.2014 N ЗН-4-1/1773@, от 13.02.2015 N ЗН-4-1/2196@, от 24.12.2015 N ЗН-4-1/22706@.
- Организация работы по повышению качества и достоверности представляемой отчетности:
соблюдение указаний ФНС России по контролю отчетных данных по сопоставимым показателям разных форм статистической налоговой отчетности
Данный вопрос проверяется и по другим разделам программы проверки, по данному направлению следует проверить отчетность по формам NN 1-НМ, 1-НОМ, 2-ЕМ на:
- наличие расхождений по сопоставимым показателям статистической налоговой отчетности, в том числе выделить расхождения, предусмотренные методическими указаниями по данной форме статистической налоговой отчетности, и расхождения, не предусмотренные методическими указаниями. Последним необходимо уделить особое внимание, т.к. они могут быть следствием нарушения порядка формирования отчетности, некорректного ведения ИР и т.д.;
- наличие пояснительных записок о причинах расхождений.
Приказами по формированию отдельных форм статистической налоговой отчетности предусмотрено, что перед отправкой отчетности в вышестоящую организацию необходимо делать сверки данных по сопоставимым показателям форм N 1-НОМ и N 1-НМ, N 1-НМ и N 2-ЕМ, и при выявлении расхождений, представляются пояснительные записки.
Проанализировать причины ошибок, допускаемых налоговыми органами в отчетности. Сопоставить данные отчетов N 1-НМ и N 2-ЕМ с данными Справки УФК о перечислении поступлений в бюджет.
Пояснительные записки должны содержать полную информацию о том, какие причины (факторы) обусловили наличие расхождений и в каких объемах. Сумма всех установленных причин (факторов) должна соответствовать сумме расхождений между соответствующими отчетными данными.
Следует проверить наличие писем о качестве представленной отчетности, наличие вопросов формирования отчетности в программах семинаров, проводимых по соответствующим направлениям, дистанционном мониторинге, перечня вопросов для самоконтроля в Инспекциях, наличие соответствующих материалов в материалах аудиторских проверок;
- наличие обращений в ФНС России о представлении корректировок, отразить принятые меры по устранению причин, приведших к корректировке отчетных данных.
По данному вопросу в Межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам проверяется:
- Формирование статистической налоговой отчетности о поступлении доходов, администрируемых налоговыми органами, в соответствии с указаниями ФНС России о порядке составления форм отчетности, сроках представления отчетов и уточненных данных (корректировок)
(проверяется дистанционно)
При проверке МИ ФНС России по КН следует обратить внимание на организацию работы по порядку составления и передаче данных статистической налоговой отчетности на федеральный уровень в соответствии с Основными положениями о порядке составления, передачи и контроля достоверности отчетов, представленных по формам статистической налоговой отчетности NN 1-МР, 2-МРИ, утвержденным приказами ФНС России (Письма ФНС России от 10.02.2012 N ЗН-4-1/2124@, от 24.01.2013 N ЗН-4-1/862@, от 04.02.2014 N ЗН-4-1/1773@, от 13.02.2015 N ЗН-4-1/2196@).
3. Организация работы по взаимодействию с органами
Федерального казначейства
По данному вопросу в Управлениях ФНС России по субъектам РФ проверяется:
- Организация работы по осуществлению территориальными налоговыми органами бюджетных полномочий администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (проверяется дистанционно).
В ходе проверки данного вопроса рекомендуется проанализировать соблюдение Порядка и сроков информирования органов Федерального казначейства в соответствии с Приказами ФНС России от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ (до 09.01.2013), от 27.12.2012 N ММВ-7-1/1004@, от 27.12.2012 N ММВ-7-1/1013@, от 27.12.2012 N ММВ-7-1/1005@ по:
- соблюдению структуры и форматов представленной в налоговые органы информации при взаимодействии с органами Федерального казначейства, соблюдению порядка приема-передачи информации;
- обеспечению в установленном порядке полного электронного документооборота между управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации и управлением федерального казначейства по субъекту Российской Федерации;
- приему и обработке структурными подразделениями Управления информации, поступающей из управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации;
- обеспечению своевременной передачи и в полном объеме информации, полученной от управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации в межрегиональные ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;
- своевременности информирования органов Федерального казначейства и нижестоящих налоговых органов о внесении изменений в приказы по осуществлению налоговыми органами бюджетных полномочий администраторов бюджетов;
- проведению мониторинга целостности данных расчетных документов, полученных из органов Федерального казначейства (проверка на отсутствие исправлений в реквизитах платежных поручений без принятия налоговым органом соответствующих решений об уточнении платежа).
4. Организация работы по ведению информационного ресурса
"Расчеты с бюджетом" и КРСБ налогоплательщиков
По данному вопросу в Управлениях ФНС России по субъектам РФ проверяется:
- Организация работы по обеспечению ведения на региональном уровне информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" (далее - ИР "Расчеты с бюджетом"), передаваемого из нижестоящих налоговых органов, в разрезе налогоплательщиков (обеспечение представления данных из нижестоящих налоговых органов в установленные сроки, проверка, актуализация, хранение, архивирование) (проверяется дистанционно)
В ходе проверки следует обратить внимание на:
- своевременность передачи информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" в управления ФНС России по соответствующим субъектам Российской Федерации.
Следует проверить соблюдение сроков передачи информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" на региональный уровень, установленных в соответствии с Приказом ФНС России от 16.06.2011 N ЯК-7-1-376@, а также направление в подведомственные налоговые органы обзорных писем, освещение соответствующих вопросов на семинарах, направление различного рода писем, методологических рекомендаций по вопросам ведения ресурса в части организации работы по учету поступлений;
- организацию работы по ведению реестров начисленных и поступивших доходов бюджетов, администрируемых ФНС России в соответствии с приказами ФНС России от 19.03.2015 N ММВ-7-1/115@, от 09.02.2016 N ММВ-7-1/65@;
- организацию работы в подведомственных налоговых органах по соблюдению порядка ведения КРСБ налогоплательщиков, налоговых агентов и других плательщиков обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами в соответствии с приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@.
При проверке обратить внимание на наличие писем в адрес Инспекций по соответствующим вопросам.
По данному вопросу в Инспекциях проверяется:
- Своевременность передачи информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" в управление ФНС России.
Соблюдение сроков передачи информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" на региональный уровень, установленных в соответствии с Приказом ФНС России от 16.06.2011 N ЯК-7-1-376@;
- Начисление пеней в порядке, установленном ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации (алгоритм расчета пени, отсутствие возможности ручной корректировки ставки пени).
Проверяется соблюдение положений ст. 75 Кодекса и Приказа ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@.
При изменении ставки рефинансирования Центробанком (с 01.01.2016 ключевой ставки Банка России) в базу данных должны быть внесены соответствующие изменения. При этом необходимо оценить сумму пени, недоначисленную или излишне начисленную по причине несвоевременного обновления справочника (пример QBE-запроса N 20 Приложения - не приводится).
По результатам проверки отражается сумма недоначисленной (излишне начисленной) пени.
В ходе проверки следует проверить исполнение требований п. 7 ст. 45 Кодекса: осуществляется ли пересчет пеней в КРСБ, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа (пример QBE-запроса N 22 Приложения);
- Соблюдение порядка ведения КРСБ налогоплательщиков, налоговых агентов и других плательщиков обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами (проверяется соблюдение положений Приказов ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ и от 13.06.2012 N ММВ-8-6/37дсп).
В проверке следует обратить внимание на наличие дублей налоговых обязательств, возникших по различным основаниям, налоговых обязательств по КБК, уплата по которым законодательством о налогах и сборах не предусмотрена для конкретных категорий налогоплательщиков (несвойственные налоги), несоответствие значений кодов ОКАТО и КБК (пример QBE-запросов NN 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32 Приложения), наличие КРСБ по доходам, в отношении которых предусмотрены отличные от КРСБ способы учета (реестры, журналы) (пример QBE-запроса N 23 Приложения):
По вопросу соблюдения установленного порядка ведения КРСБ необходимо проверить:
- соблюдение установленного порядка открытия КРСБ (ведение КРСБ по платежам, уплата по которым не отображается в реестрах платежей);
- соответствие данных КБК и ОКТМО открытых КРСБ;
- ведение КРСБ по налогам, несвойственным данной категории налогоплательщиков;
- ведение дублей КРСБ.
- Соблюдение установленного порядка открытия и закрытия КРСБ местного уровня, в том числе при изменении места нахождения (места жительства) налогоплательщика.
По данному вопросу необходимо проверить:
- своевременность открытия (закрытия) КРСБ;
- своевременность открытия КРСБ при изменении места нахождения (места жительства) налогоплательщика;
- своевременность закрытия КРСБ при изменении места нахождения (места жительства) налогоплательщика;
- соблюдение установленного порядка закрытия КРСБ местного уровня умерших налогоплательщиков для переноса данных в журнал ПВН (пример QBE-запроса N 36 Приложения);
- соблюдение установленного порядка открытия и закрытия КРСБ местного уровня при снятии налогоплательщика (объекта налогообложения) с налогового учета;
- организацию работы по закрытию КРСБ в связи с изменением кодов бюджетной классификации и ОКТМО муниципальных образований.
В ходе проверки следует обратить внимание на:
- наличие фактов нарушения сроков открытия и закрытия КРСБ местного уровня (при изменении места нахождения, места жительства налогоплательщика, реорганизации налогоплательщика и т.д.) (приказ ФНС России от 13.06.2012 N ММВ-8-6/37дсп) (пример QBE-запросов NN 33, 35, 37, 38 Приложения);
- наличие не закрытых КРСБ по плательщикам, снятым с учета (в том числе по переданным на учет в другой налоговый орган) (приказ ФНС России от 13.06.2012 N ММВ-8-6/37дсп) (пример QBE-запроса N 34 Приложения);
- наличие не закрытых КРСБ с нулевым сальдо расчетов по КБК, предназначенным для учета задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам (КБК 182109...) (раздел 11 Приказа ФНС от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@) (пример QBE-запроса N 24 Приложения);
- соответствие КРСБ коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, и соответствующему коду ОКТМО, того муниципального образования, на территории которого находится объект налогообложения для исчисления сумм, подлежащих уплате по соответствующему налогу (пример QBE-запроса N 26 Приложения);
- наличие незакрытых КРСБ по налогам, исключенным нормативными документами Минфина РФ из перечня администрируемых ФНС России доходов (приказы ФНС России от 01.07.2013 N 65н, от 27.12.2012 N ММВ-7-1/1013@, от 27.12.2012 N ММВ-7-1/1005@, от 27.12.2012 N ММВ-7-1/1004@) (пример QBE-запросов NN 39, 40 Приложения).
5. Организация работы по обработке данных расчетных
документов, поступивших из органов Федерального казначейства
и по уточнению поступлений, отнесенных
к категории невыясненных
По данному вопросу в Управлениях ФНС России по субъектам РФ проверяется:
- Организация работы по уточнению невыясненных платежей, возникших, как по вине налогоплательщиков, так и по вине банков, и доведению до органов Федерального казначейства информации об уточнении платежей.
Анализ эффективности мероприятий по выяснению принадлежности невыясненных платежей и оперативность работы с ними (с указанием результатов: сократился ли объем невыясненных платежей и сроки их выяснения, а также причинами прироста невыясненных платежей) (соблюдение положений Приказа Минфина России от 12.11.2013 N 107н, Приказ ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@, письмо ФНС России от 18.02.2014 N ЗН-4-1/2753@).
При проверке данного вопроса следует привести статистику работы с невыясненными платежами согласно данным "Ведомости невыясненных поступлений" N 48 - сколько платежных документов отнесено к данной категории, на какую сумму, сколько из них уточнено и в какие сроки, как складывалась динамика объема невыясненных платежей в течение проверяемого периода и т.д., а также отразить:
- организацию мероприятий по своевременному информированию налогоплательщиков об изменениях в классификации доходов бюджетов и изменению реквизитов счетов органов Федерального казначейства (соблюдение положений Приказов Минфина России от 05.09.2008 N 92н (п. 3), от 18.12.2013 N 125н (п. 3), Приказа ФНС России от 09.11.2006 N САЭ-3-10/776@).
Необходимо проверить размещение на сайте и в СМИ информации об изменении реквизитов для уплаты платежей; своевременность направления Уведомления об изменении в проверяемом периоде реквизитов ЕКС налоговым органам региона;
- координацию работы в нижестоящих налоговых органах, оказание им методологической помощи по вопросам:
информирования налогоплательщиков о правильном заполнении расчетных документов на уплату налогов и сборов, страховых взносов;
работы с банками, допускающими регулярные ошибки при формировании электронных расчетных документов;
приема и обработки информации из расчетных документов юридических лиц (соблюдение положений ст. 32 (пп. 6, п. 1) Кодекса, Приказов Минфина России от 05.09.2008 N 92н (п. 3), от 18.12.2013 N 125н, от 12.11.2013 N 107н, Приказов ФНС России от 09.11.2006 N САЭ-3-10/776@, от 16.06.2011 N ЯК-7-1/376@, от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@, от 12.11.2012 N ММВ-7-1/840@, от 25.07.2013 N ММВ-7-8/249@).
При проверке вопроса необходимо отразить направление в адрес подведомственных налоговых органов поручений, рекомендаций, писем об организации информирования плательщиков об изменениях в классификации доходов; организацию мероприятий по обучению налогоплательщиков правильному заполнению платежных документов на перечисление налогов и сборов, размещение на сайте и в СМИ информации об изменении реквизитов для уплаты платежей, своевременность направления Уведомления об изменении в проверяемом периоде реквизитов ЕКС налоговым органам региона.
Следует обратить внимание на наличие подготовленных на уровне Управления писем в адрес кредитных организаций, допускающих ошибки в оформлении расчетных документов на перечисление принятых денежных средств. По возможности, необходимо оценить, как изменилась ситуация после направления подобных писем; информирование банков об изменении реквизитов для заполнения расчетных документов на перечисление принятых средств в бюджет (КБК, перечень налоговых органов, ОКТМО, изменения в приказ Минфина России и ФНС России от 12.11.2013 N 107Н "Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ").
Проверить наличие в адрес Инспекций поручений, рекомендаций, писем об организации работы с банками, допускающими регулярные ошибки при формировании электронных платежных документов, включая разъяснения по изменениям к применяемым программным комплексам.
По данному вопросу в Инспекциях проверяется:
- Состояние работы по своевременному информированию налогоплательщиков об изменениях реквизитов счетов Федерального казначейства и классификации доходов бюджетов, обеспечение правильности заполнения расчетных документов на уплату налогов и сборов, ее эффективность (соблюдение положений ст. 32 (пп. 6, п. 1) Кодекса, Приказов Минфина России от 05.09.2008 N 92н (п. 3) (до 01.01.2014), от 01.07.2012 N 65н, от 18.12.2013 N 125н (п. 3), Приказов ФНС России от 09.11.2006 N САЭ-3-10/776@ и от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@).
В ходе проверки эффективность работы можно оценить с помощью анализа количества расчетных документов, неверно оформленных основными и крупнейшими плательщиками, а также его динамики, удельного веса в общем числе оформленных документов в течение проверяемого периода (пример QBE-запросов NN 41, 42 Приложения).
Также следует проверить: наличие писем в адрес плательщиков, наличие актуальной и полной информации на стендах в Инспекции, наличие иных форм проведения разъяснительной работы с плательщиками (семинары, раздаточный материал, публикации, объявления в СМИ и т.д.); организацию индивидуальной работы с плательщиками, наиболее часто допускающими ошибки при оформлении документов на уплату причитающихся платежей. Установить, как часто такая работа проводится, формы ее реализации (индивидуальные беседы, письма и т.д.), ее результативность.
- Соблюдение порядка отражения в информационных ресурсах налоговых органов расчетных документов, поступивших из органов Федерального казначейства (соблюдение положений Приказа ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@). По данному вопросу необходимо проверить:
- осуществление контроля за правомерностью отражения расчетных документов налогоплательщиков в КРСБ, журналах и информационных ресурсах налоговых органов или "Ведомости невыясненных поступлений", поступивших из органов Федерального казначейства. Отражение в КРСБ расчетных документов налогоплательщиков, которые не требовали формирование решений об уточнении платежа, после перехода на новый период. Причины длительных сроков разноски;
В ходе проверки следует установить количество, сумму, причины не отражения в КРСБ, журналах и информационных ресурсах налоговых органов или "Ведомости невыясненных поступлений", документов (пример QBE-запросов N 10, 11, 12 Приложения).
- осуществление контроля за целостностью данных расчетных документов, поступивших из органов Федерального казначейства и отраженных в КРСБ. Разноска расчетных документов по измененным реквизитам без принятия налоговым органом решения об уточнении платежа. Выявление случаев изменения ИНН, КПП налогоплательщика, основания, типа и принадлежности платежа, налогового периода или статус плательщика.
Проверкой выявляется количество документов с нарушениями, сумма нарушений, частота повторяемости нарушения (пример QBE-запросов NN 5, 6, 7, 8, 9 Приложения)
- нарушение хронологии отражения расчетных документов в КРСБ. Проверкой выявляется количество документов с нарушениями, сумма нарушений, частота повторяемости нарушения (пример QBE-запросов NN 3.1, 3.3 Приложения)
Порядок отражения платежных документов должен соответствовать требованиям раздела 4 Единых требований (приказ ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@), в котором приведен перечень документов, на основании которых отражается в КРСБ информация о поступивших (возвращенных) и зачисленных суммах налогов (сборов). В случае, если операции по уплате проведены по типу документа "служебная записка", то на это должны быть основания. При этом, в случае если расчетные документы, разнесенны в КРСБ служебными записками, они должны быть завизированы руководством налогового органа (на бумажном носителе или посредством возможностей СЭД) (письмо ФНС России от 11.02.2016 N ЗН-4-1/2223@).
- Организацию работы с невыясненными платежами. Оперативное уточнение невыясненных поступлений (соблюдение положений Приказа Минфина России от 12.11.2013 N 107н, Приказа ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9, п. 7 ст. 45 Кодекса).
По данному вопросу необходимо проверить:
- организацию работы по информированию налогоплательщиков об ошибочном указании реквизитов в расчетных документах;
- организацию работы по уточнению реквизитов расчетных документов (формирование решений об уточнении платежа, направление решений об уточнении платежа в органы Федерального казначейства, соблюдение сроков отправки файлов в органы Федерального казначейства, соответствие данных заявлений налогоплательщиков и решений об уточнении платежа, формирование налоговым органом решений об уточнении платежа без заявления налогоплательщика);
- организацию работы по извещению налогоплательщиков об уточнении реквизитов в расчетных документах (своевременность извещения) (пример QBE-запроса N 43 Приложения);
- ведение Ведомости невыясненных поступлений и формирование аналитической таблицы (соблюдение положений Приказа ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9).
По результатам проверки необходимо указать конкретные причины искажений показателей Ведомости невыясненных поступлений.
Заместитель Руководителя
Действительный
государственный Советник
Российской Федерации 2 класса
С.Н.АНДРЮЩЕНКО