НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Информационное сообщение Минфина России от 13.07.2021 N ИС-аудит-46/6 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"

"Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 13 июля 2021 г. N ИС-аудит-46/6
НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ
Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесен ряд изменений в законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности, в частности, в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". Новеллы законодательства направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3709-р <1>.
--------------------------------
<1> См. Информационное сообщение ИС-аудит-38.
Основные новеллы законодательства связаны со следующими вопросами:
терминология законодательства об аудиторской деятельности <2>;
--------------------------------
<2> См. Информационное сообщение ИС-аудит-46/1.
правовые основы регулирования аудиторской деятельности <2>;
деятельность аудиторских организаций <3>;
--------------------------------
<3> См. Информационное сообщение ИС-аудит-46/2.
обязательный аудит и конкурсы <3>;
оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям <4>;
--------------------------------
<4> См. Информационное сообщение ИС-аудит-46/3.
аудиторское заключение <5>;
--------------------------------
<5> См. Информационное сообщение ИС-аудит-46/4.
квалификационный экзамен и аттестаты аудитора <5>;
деятельность саморегулируемой организации аудиторов <6>;
--------------------------------
<6> См. Информационное сообщение ИС-аудит-46/5.
контроль деятельности аудиторских организаций.
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ вступает в силу 1 января 2022 г., за исключением норм, которые вступают в силу в особом порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С КОНТРОЛЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Расширен состав контрольных органов
С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ, контрольными (надзорными) органами в сфере аудиторской деятельности являются саморегулируемая организация аудиторов, Федеральное казначейство и Банк России (ранее - саморегулируемая организация аудиторов и Федеральное казначейство). Контрольные полномочия распределены между этими субъектами следующим образом:
саморегулируемая организация аудиторов - внешний контроль деятельности аудиторских организаций, аудиторов;
Федеральное казначейство - внешний контроль деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (ранее - аудиторских организаций, проводивших обязательный аудит отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности);
Банк России - надзор за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке в части оказания ими услуг общественно значимым организациям на финансовом рынке (ранее - полномочия в данной сфере отсутствовали).
Введены дополнительные механизмы, предотвращающие
дублирование деятельности контрольных органов
С целью предотвращения дублирования контрольной деятельности саморегулируемой организации аудиторов и Федерального казначейства Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" с 1 июля 2021 г. предусмотрена возможность зачета саморегулируемой организацией аудиторов плановой проверки деятельности аудиторской организации, проведенной Федеральным казначейством, в счет планового контроля за соответствующий период. В дополнение к этому Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ предусмотрены также следующие механизмы (ранее - отсутствовали):
взаимодействие между Федеральным казначейством и Банком России при осуществлении контрольных полномочий в отношении аудиторских организаций на финансовом рынке на основе специально заключаемого между ними соглашения;
информирование Федеральным казначейством и Банком России саморегулируемой организации аудиторов о результатах проверки деятельности аудиторской организации и решении, принятом в отношении такой организации (в течение пяти рабочих дней с даты вынесения решения);
информирование саморегулируемой организацией аудиторов Федерального казначейства и Банка России о выявленных нарушениях аудиторской организацией обязательных требований, которые могут являться основанием для исключения сведений о такой аудиторской организации соответственно из реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, или реестра аудиторских организаций на финансовом рынке (в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения).
Уточнен предмет контроля
В соответствии с новой редакцией Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в центре внимания контрольных органов - деятельность объектов контроля - аудиторских организаций, аудиторов (ранее - только качество работы объектов контроля). Законодательством определен предмет контроля для каждого контрольного органа:
Контрольный орган
Объект контроля
Предмет контроля
Саморегулируемая организация аудиторов
аудиторские организации, аудиторы
соблюдение обязательных требований, требований, установленных саморегулируемой организацией аудиторов, а также исполнение решений саморегулируемой организации аудиторов о применении мер дисциплинарного воздействия, принимаемых по результатам внешнего контроля деятельности
Федеральное казначейство
аудиторские организации, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям
соблюдение обязательных требований, а также исполнение решений Федерального казначейства о применении мер воздействия, принимаемых по результатам такого внешнего контроля деятельности
Банк России
аудиторские организации на финансовом рынке
соблюдение обязательных требований при оказании аудиторской услуги общественно значимой организации на финансовом рынке
При осуществлении контроля проверка выводов аудиторской организации (индивидуального аудитора), сделанных в результате аудита, проводится только в отношении подписанных аудиторских заключений (ранее - требование не формулировалось).
Порядок осуществления контроля
Помимо Федерального закона "Об аудиторской деятельности" деятельность контрольных органов, в том числе порядок проведения проверок, регулируется:
саморегулируемая организация аудиторов - правилами организации и осуществления внешнего контроля деятельности своих членов, утверждаемыми самой саморегулируемой организацией аудиторов (ранее - принципы контроля и требования к его организации устанавливал Минфин России, правила контроля - саморегулируемая организация аудиторов). Такие правила должны определять, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность внешних проверок, в том числе осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации. Банк России вправе устанавливать требования к организации и осуществлению саморегулируемой организацией аудиторов внешнего контроля деятельности аудиторских организаций на финансовом рынке;
Федеральное казначейство - Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Положением о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, утверждаемым Правительством Российской Федерации (ранее - положение о внешнем контроле качества работы аудиторских организаций устанавливало Правительство Российской Федерации, принципы контроля и требования к его организации - Минфин России, административный регламент осуществления контроля - Федеральное казначейство);
Банк России - Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", порядком осуществления надзора, устанавливаемым Банком России. При этом в Федерального законе "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" уточнено, что при организации и осуществлении надзора за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке (как лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке) Банком России положения этого Федерального закона не применяются.
Допустимые виды контрольных мероприятий
Контрольные органы вправе проводить следующие виды контрольных мероприятий:
Контрольный орган
Допустимые виды контрольных мероприятий
плановые
внеплановые
Саморегулируемая организация аудиторов
определяет саморегулируемая организация аудиторов
Федеральное казначейство
проверка (документарная, выездная)
Банк России
x
проверка соблюдения обязательных требований при оказании конкретной аудиторской услуги конкретной общественно значимой организации на финансовом рынке
Глубина контрольных мероприятий
Новой редакцией Федерального закона "Об аудиторской деятельности" определена глубина контрольных мероприятий, осуществляемых каждым контрольным органом:
Контрольный орган
Глубина контрольных мероприятий
Саморегулируемая организация аудиторов
- деятельность аудиторской организации, индивидуального аудитора, включая систему внутреннего контроля и управления рисками
- деятельность аудитора
- конкретная оказанная аудиторская услуга (аудиторское задание)
Федеральное казначейство
- деятельность аудиторской организации, включая систему внутреннего контроля и управления рисками
- конкретная оказанная аудиторская услуга (аудиторское задание)
Банк России
- конкретная оказанная аудиторская услуга (аудиторское задание)
Периодичность плановых проверок
Плановые проверки объектов контроля проводятся саморегулируемой организацией аудиторов и Федеральным казначейством со следующей периодичностью:
Контрольный орган
Периодичность плановой проверки
Примечание
Саморегулируемая организация аудиторов
не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений в реестр аудиторов и аудиторских организаций
периодичность проведения проверок аудиторов (за исключением индивидуальных аудиторов) определяет саморегулируемая организация аудиторов
Федеральное казначейство
не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям
в зависимости от категории риска причинения вреда (ущерба), к которой отнесена аудиторская организация: - чрезвычайно высокая - один раз год; - высокая - один раз в два года; - средняя - один раз в три года. В отношении аудиторских организаций низкой категории риска плановые проверки не проводятся
Банк России не проводит плановые проверки аудиторских организаций.
Основания проведения внеплановой проверки
Основаниями для проведения внеплановых проверок являются:
Контрольный орган
Основания проведения внеплановой проверки
Саморегулируемая организация аудиторов
- поданная в саморегулируемую организацию аудиторов жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие обязательные требования, а также требования, установленные саморегулируемой организацией аудиторов;
- иные основания, установленные законодательством и саморегулируемой организацией аудиторов
Федеральное казначейство
- наличие у Федерального казначейства сведений о причинении аудиторской организацией вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия аудиторской организации параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения аудиторской организации от таких параметров;
- поручение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных аудиторских организаций;
- требование прокурора о проведении контрольного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истечение срока исполнения аудиторской организацией предписания, вынесенного Федеральным казначейством
Банк России
решение Председателя Банка России или уполномоченного им лица в случае обнаружения признаков нарушения обязательных требований, в том числе на основании жалоб (заявлений, обращений) граждан и иных лиц, сведений, полученных из средств массовой информации, иных источников
Продолжительность проверки
Проверки проводятся в следующие сроки:
Контрольный орган
Продолжительность проверки
Саморегулируемая организация аудиторов
определяет саморегулируемая организация аудиторов
Федеральное казначейство
- не более 20 рабочих дней (выездная проверка аудиторской организации, являющейся субъектом малого предпринимательства) + продление на срок не более 20 рабочих дней;
- не более 40 рабочих дней (выездная проверка иных аудиторских организаций) + продление на срок не более 20 рабочих дней;
- не более 10 рабочих дней (документарная проверка)
Банк России
определяет Банк России
Уточнены меры воздействия, принимаемые
к аудиторским организациям
Частями 1 и 6 статьи 20 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" установлены перечни мер воздействия в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые может принять соответственно саморегулируемая организация аудиторов, Федеральное казначейство и Банк России (ранее - соответственно саморегулируемая организация аудиторов и Федеральное казначейство). С учетом правоприменительной практики, а также иных изменений, внесенных в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", эти перечни уточнены:
меры воздействия применяются за нарушение требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (в том числе стандартов аудиторской деятельности) и нормативных актов Банка России, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, а саморегулируемой организацией аудиторов также за нарушение за нарушение требований, установленных саморегулируемой организацией аудиторов, в том числе требований к членству в ней (ранее - за нарушение требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов);
меры воздействия применяются за нарушения, выявленные в деятельности аудиторской организации (ранее - за нарушения, выявленные по результатам внешней проверки качества работы);
такая мера воздействия, как предупреждение выносится в отношении недопустимости нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, а саморегулируемой организацией аудиторов - также в отношении недопустимости нарушения требований, установленных саморегулируемой организацией аудиторов, в том числе требований к членству в ней (ранее - за нарушение требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов);
обязательное для исполнения саморегулируемой организацией аудиторов предписание об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций направляется в случае грубого нарушения обязательных требований, неисполнения в установленный срок предписаний Федерального казначейства и Банка (ранее - случаи не конкретизировались);
Федеральное казначейство и Банк России вправе исключить сведения об аудиторской организации соответственно из реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и реестра аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее - мера не применялась).
С целью устранения неясности в применении мер воздействия определено, что за ряд нарушений Федеральное казначейство и Банк России принимают единственную меру воздействия - предписание саморегулируемой организации аудиторов об исключении сведений об аудиторской организации - нарушителе из реестра аудиторов и аудиторских организаций. К таким нарушениям законом отнесены:
занятие какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме оказания аудиторских и прочих связанных с ними услуг (часть 6 статьи 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности");
нарушение требований к независимости, установленных частью 1 статьи 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";
нарушение требования о составлении документов на русском языке (пункт 2.1 части 2 статьи 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности");
нарушение требования о хранении документов (части 3 и 4 статьи 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности").
Кроме того, саморегулируемая организация аудиторов применяет меры дисциплинарного воздействия в порядке, установленном ею в соответствии с Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" (ранее - в порядке, установленном Федеральным законом "О саморегулируемых организациях").
Департамент регулирования
бухгалтерского учета,
финансовой отчетности
и аудиторской деятельности
Минфина России