НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Информационное сообщение Минфина России от 01.07.2021 N ИС-аудит-45 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"

"Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 1 июля 2021 г. N ИС-аудит-45
НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ
1 июля 2021 г. вступил в силу Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"). Этим Федеральным законом вводится новая система государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации. Положения данного Федерального закона распространяются на внешний контроль качества работы аудиторских организаций, осуществляемый Федеральным казначейством.
В связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" соответствующие изменения внесены в нормы Федерального закона "Об аудиторской деятельности", регулирующие контрольную деятельность Федерального казначейства в сфере аудита, а также отдельные нормы, регулирующие деятельность саморегулируемой организации аудиторов.
Во исполнение Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1009 утверждено Положение о внешнем контроле качества работы (федеральном государственном контроле (надзоре) аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Названное постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу также 1 июля 2021 г.
Основные новации в системе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", (далее - ВККР) заключаются в следующем.
Уточнен предмет контроля
В соответствии с новой редакцией Федерального закона "Об аудиторской деятельности" предметом ВККР является соблюдение требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, а также исполнение решений Федерального казначейства о применении мер воздействия, принимаемых по результатам такого внешнего контроля деятельности (ранее - соблюдение требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов). Совокупность требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов обозначена как обязательные требования.
Аналогично уточнен предмет внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляемого саморегулируемой организацией аудиторов: соблюдение обязательных требований, а также исполнение решений саморегулируемой организации аудиторов о применении мер дисциплинарного воздействия, принимаемых по результатам внешнего контроля деятельности (ранее - соблюдение требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов).
Введен механизм, предотвращающий дублирование
контрольной деятельности Федерального казначейства
и саморегулируемой организации аудиторов
С целью предотвращения дублирования контрольной деятельности Федерального казначейства и саморегулируемой организации аудиторов предусмотрен следующий механизм (ранее - отсутствовал):
саморегулируемая организация аудиторов может засчитать плановую проверку качества работы аудиторской организации, проведенную Федеральным казначейством, в счет осуществляемого ею планового контроля.
Данный механизм предполагает, что:
между Федеральным соглашением и саморегулируемой организацией аудиторов заключается соглашение о признании результатов внешних проверок Федерального казначейства саморегулируемой организацией аудиторов;
внутренним документом саморегулируемой организацией аудиторов устанавливается порядок признания результатов внешних проверок Федерального казначейства;
признание результатов внешних проверок Федерального казначейства саморегулируемой организацией аудиторов является правом саморегулируемой организации аудиторов, а не ее обязанностью. Саморегулируемая организация аудиторов может принять решение о применении механизма зачета, сохранив за собой право в определенных случаях проводить плановые проверки аудиторских организаций (независимо от проведения плановых проверок Федеральным казначейством);
применение механизм зачета возможно лишь в отношении проверок аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";
зачет плановой проверки качества работы аудиторской организации, проведенной Федеральным казначейством, саморегулируемой организацией аудиторов возможен в отношении проверки одной и той же аудиторской организации за один и тот же проверяемый период;
механизм зачета не затрагивает проведение внеплановых проверок качества работы аудиторских организаций.
Изменен порядок регулирования контрольной деятельности
Помимо Федерального закона "Об аудиторской деятельности" контрольная деятельность Федерального казначейства, в том числе порядок проведения проверок, регулируется (ранее - принципы контроля и требования к его организации устанавливал Минфин России, административный регламент осуществления контроля - Федеральное казначейство):
Федеральным законом "О государственном и муниципальном контроле в Российской Федерации";
Положением о внешнем контроле качества работы (федеральном государственном контроле (надзоре) аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1009.
Установлен общий подход к организации и осуществлению ВККР
ВККР проводится на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (ранее - общий подход не формулировался). Планирование внешних проверок осуществляется на основании отнесения деятельности аудиторских организаций и (или) их групп к определенной категории риска. При этом категория риска определяется с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения аудиторскими организациями обязательных требований и оценки вероятности несоблюдения таких требований.
Оценка и управление рисками причинения вреда (ущерба) осуществляются с учетом положений международных стандартов аудита.
Определен порядок категоризации аудиторских организаций
в целях ВККР
Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям аудиторские организации распределяются по четырем категориям риска: чрезвычайно высокий риск; высокий риск; средний риск; низкий риск (ранее - категоризация аудиторских организаций в целях государственно контроля не проводилась).
Критерием отнесения аудиторской организации к определенной категории риска является общественная значимость организаций, которым аудиторская организация оказывала (оказывает) услуги по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. При определении категории риска, к которой относится аудиторская организация, учитываются также негативные события, имевшиеся в деятельности аудиторской организации и свидетельствующие о возможном несоблюдении ею обязательных требований, и условия, подтверждающие добросовестность аудиторской организации. Перечень негативных событий и подтверждающих условий, которые Федеральное казначейство должно принимать в расчет, установлен Положением. При этом категория риска, к которой отнесена аудиторская организация, изменяется при наличии хотя бы одного негативного события. Однако такое изменение не производится при одновременном выполнении аудиторской организацией в течение 5 последовательных календарных лет, предшествовавших году осуществления оценки риска, условий, подтверждающих ее добросовестность.
От присвоенной аудиторской организации категории риска зависят, в частности, периодичность и виды проверок.
Отнесение аудиторской организации к определенной категории риска, в том числе изменение категории риска, к которому она отнесена, осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства.
Изменена периодичность плановых проверок
Внешние проверки качества работы аудиторских организаций проводятся не чаще одного раза в год. Периодичность плановых проверок, проводимых Федеральным казначейством, зависит от категории риска причинения вреда (ущерба), к которой отнесена аудиторская организация (ранее - не чаще одного раза в три года):
аудиторская организация, отнесенная к категории чрезвычайно высокого риска, - один раз год;
аудиторская организация, отнесенная к категории высокого риска, - один раз в два года;
аудиторская организация, отнесенная к категории среднего риска, - одни раз в три года.
В отношении аудиторских организаций, которые отнесены к низкой категории риска, плановые проверки не проводятся (ранее - такая норма отсутствовала).
Определены допустимые виды контрольных мероприятий
и действий
Федеральное казначейство вправе проводить следующие виды контрольных мероприятий (ранее - выездные и документарные проверки):
Категория риска
Допустимые виды контрольных мероприятий
плановые
внеплановые
Чрезвычайно высокая
выездная проверка
выездная проверка, документарная проверка
Высокая
выездная проверка, документарная проверка
выездная проверка, документарная проверка
Средняя
выездная проверка, документарная проверка
выездная проверка, документарная проверка
Низкая
X
выездная проверка, документарная проверка
Документарные проверки проводятся посредством осуществления следующих контрольных (надзорных) действий: получение письменных объяснений; истребование документов; экспертиза. Выездные проверки - осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, экспертиза.
Содержательное наполнение перечисленных контрольных мероприятий и действий и порядок их осуществления установлены Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Уточнены основания проведения внеплановых проверок
Основаниями для проведения внеплановых проверок Федеральным казначейством являются:
наличие у Федерального казначейства сведений о причинении аудиторской организацией вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия аудиторской организации параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения аудиторской организации от таких параметров (ранее - такое основание не формулировалось);
поручение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных аудиторских организаций;
требование прокурора о проведении контрольного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
истечение срока исполнения аудиторской организацией предписания, вынесенного Федеральным казначейством.
Уточнена продолжительность проверок
Срок проведения проверки Федеральным казначейством зависит от вида контрольного мероприятия. Продолжительность выездной проверки не может превышать 40 рабочих дней, а для аудиторской организации, являющейся субъектом малого предпринимательства, - 20 рабочих дней. Этот срок может быть продлен Федеральным казначейством не более чем на 20 рабочих дней по основаниям, установленным Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
Документарная проверка должна быть проведена в течение не более 10 рабочих дней (ранее - не более 40 рабочих дней, а для аудиторской организации, являющейся субъектом малого предпринимательства, - не более 20 рабочих дней). В этот срок не включается:
время с момента направления Федеральным казначейством аудиторской организации требования представить документы, необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки, до момента их представления;
время с момента направления аудиторской организации информации Федерального казначейства о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных аудиторской организацией документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Федерального казначейства документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Федеральное казначейство.
Установлены основы профилактической деятельности
Частью государственного контроля, осуществляемого Федеральным казначейством, является профилактическая деятельность в отношении аудиторских организаций. В частности, Федеральное казначейство должно проводить следующие профилактические мероприятия: информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережения; профилактический визит (ранее - требования в федеральном законе не устанавливались). Содержательное наполнение перечисленных мероприятий и порядок их осуществления установлены Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Департамент регулирования
бухгалтерского учета, финансовой
отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России