МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 14 февраля 2022 г. N 24-01-09/10138
О НАПРАВЛЕНИИ
ИНФОРМАЦИИ О ПРИМЕНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 5 АПРЕЛЯ 2013 Г. N 44-ФЗ В РЕДАКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 2 ИЮЛЯ 2021 Г. N 360-ФЗ
В связи с поступающими вопросами о применении положений Федерального закона
от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в редакции Федерального закона
от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ), нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), руководствуясь пунктом 4.6.1 Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 мая 2017 г. N 389 "Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации", сообщает следующее.
1. О заключении контрактов по результатам проведения совместных конкурсов или аукционов, если стороной соглашения об их проведении является уполномоченный орган, уполномоченное учреждение.
Согласно части 1 статьи 25 Закона N 44-ФЗ:
проведение совместного конкурса или аукциона осуществляется его организатором, являющимся одним из заказчиков, одним из уполномоченных органов или уполномоченных учреждений, которому другие заказчики, уполномоченные органы или уполномоченные учреждения передали полномочия по проведению такого конкурса или аукциона на основании соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона (далее - соглашение) (пункт 1);
контракт по результатам проведения совместного конкурса или аукциона заключается каждой стороной соглашения в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ (пункт 4).
Следует отметить, что целью изменений положений статьи 25 Закона N 44-ФЗ, внесенных Законом N 360-ФЗ, является исключение ограничений возможности различных заказчиков и уполномоченных органов, уполномоченных учреждений заключить соглашение.
Статья 26 Закона N 44-ФЗ предусматривает различные способы централизации закупок, среди которых имеются случаи, при которых уполномоченному органу, уполномоченному учреждению передаются ("полная централизация") либо не передаются ("частичная централизация") полномочия на заключение контракта.
Часть 11 статьи 26 Закона N 44-ФЗ устанавливает, что к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений применяются положения Закона N 44-ФЗ, которые регламентируют права и обязанности заказчика, в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями.
В этой связи, если стороной соглашения, указанной в пункте 4 части 1 статьи 25 Закона N 44-ФЗ, является уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, которым переданы полномочия на заключение контракта, - такой орган, учреждение заключают контракт в установленном порядке по результатам проведения совместного конкурса или аукциона, а если уполномоченному органу, уполномоченному учреждению не переданы полномочия на заключение контракта, - контракт заключается в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, заказчиком, для которого такие уполномоченный орган, уполномоченное учреждение обеспечили (в рамках совместных конкурса или аукциона) определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. О преимуществах субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям при участии в закупках.
Согласно пунктам 3 и 4 части 4 статьи 27 Закона N 44-ФЗ субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям при участии в закупках предоставляются преимущества в соответствии со статьей 30 Закона N 44-ФЗ.
Частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ предусмотрено установление в извещениях об осуществлении закупок преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям. Аналогичные положения предусмотрены пунктом 14 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, устанавливающим требования к содержанию извещения об осуществлении закупки.
Следует отметить, что указанные в части 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ преимущества означают, что участниками проводимой закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, то есть по существу преимущество выражается в форме ограничения возможности участия в проводимой закупке иным участникам, не являющимся субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями.
Положения части 8 статьи 30 Закона N 44-ФЗ о сроках оплаты применяются в отношении закупок, извещения об осуществлении которых содержат ограничение в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, являющееся преимуществом субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
Учитывая изложенное, Департамент сообщает следующее:
в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ устанавливаются преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям при участии в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
если в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 3 статьи 30 и пунктом 14 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлены преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, в контракт включается условие о сроке оплаты в соответствии с частью 8 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.
3. О предъявлении единых требований к участникам закупок при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с положениями частей 1 и 7 статьи 31 Закона N 44-ФЗ единые требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок, в том числе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Следует отметить, что часть 5 статьи 31 Закона N 44-ФЗ устанавливает, что извещение об осуществлении закупки и документация о закупке (если документация о закупке предусмотрена Законом N 44-ФЗ) должны содержать указание на установленные единые требования.
Часть 5 статьи 31 Закона N 44-ФЗ имеет самостоятельный предмет регулирования, в связи с чем ее положения реализуются при осуществлении закупок, при проведении которых формируются соответственно извещение об осуществлении закупки и документация о закупке, и не исключают предъявление в соответствии с частями 1 и 7 статьи 31 Закона N 44-ФЗ единых требований при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в вышеуказанных случаях.
С учетом изложенного при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик предъявляет единые требования к участникам закупки.
Указанные изменения части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ внесены Законом N 360-ФЗ с целью урегулирования возникавших вопросов контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении которого органы контроля исходили из обязанности заказчика проверить соответствия участника закупки при осуществлении закупки любым способом, включая закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от случая ее осуществления.
При этом обеспечение соответствия участников закупок единым требованиям при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется заказчиком в прежнем порядке, применявшемся до издания Закона N 360-ФЗ, в частности путем принятия заказчиком зависящих от него разумных и законных мер.
4. О применении типовых контрактов и типовых условий контрактов, утвержденных до 1 января 2022 г.
Законом N 360-ФЗ в часть 11 статьи 34 Закона N 44-ФЗ внесены изменения, предусматривающие исключение полномочий федеральных органов исполнительной власти на утверждение типовых контрактов и типовых условий контрактов, а также предусматривающие установление полномочий Правительства Российской Федерации на утверждение типовых условий контрактов.
В соответствии с частью 12 статьи 8 Закона N 360-ФЗ условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу Закона N 360-ФЗ, применяются до утверждения Правительством Российской Федерации типовых условий контрактов в соответствующей сфере в части, не противоречащей Закону N 44-ФЗ.
Таким образом, после 1 января 2022 г. (и до утверждения Правительством Российской Федерации новых типовых условий) сохраняют свою силу и подлежат применению условия, содержащиеся в ранее утвержденных федеральными органами исполнительной власти типовых контрактах и типовых условиях контрактов, за исключением условий, которые противоречат действующим положениям Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 360-ФЗ (например, условия о сроке оплаты).
5. О последствиях признания открытого конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся.
5.1. В части 1 статьи 52 Закона N 44-ФЗ установлено 6 случаев признания открытого конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. При этом пункты 1 и 2 указанной части предусматривают признание процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшейся в случае наличия одной заявки на участие в закупке, а пункты 3 - 6 указанной части - в случае отсутствия (по различным определенным причинам) заявок на участие в закупке.
Согласно части 8 статьи 52 Закона N 44-ФЗ в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 6 части 1 указанной статьи, заказчик вправе осуществить новую закупку либо осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Положения части 8 статьи 52 Закона N 44-ФЗ, допускающие закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, могут быть реализованы заказчиком вне зависимости от отсутствия в указанном пункте 25 дополнительной ссылки на часть 8 статьи 52 Закона N 44-ФЗ.
5.2. Частями 6 и 8 статьи 52 Закона N 44-ФЗ предусмотрены случаи для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ при признании запроса котировок в электронной форме несостоявшимся.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ по результатам несостоявшегося запроса котировок в электронной форме осуществляется без согласования с контрольным органом в сфере закупок.
Так, пунктом 4 части 5 статьи 93 Закона N 44-ФЗ согласование с контрольным органом в сфере закупок предусмотрено исключительно для конкурсов и аукционов (если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельные установленные Правительством Российской Федерации).
6. О применении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, являющихся приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 (далее - Приложение к Постановлению N 2571, Постановление N 2571).
6.1. В Приложении к Постановлению N 2571 дополнительные требования к участникам закупки установлены в отношении отдельных видов товаров, работ, услуг и сгруппированы в разделы в разрезе сферы закупаемых товаров, работ, услуг.
Абзацем вторым подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 предусмотрено, что позиция Приложения к Постановлению N 2571 применяется в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в соответствующей позиции в графе "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки".
Вид или сфера деятельности заказчика не образует условия применения дополнительных требований к участникам закупки. Наименования разделов Приложения к Постановлению N 2571 сформированы в отношении сферы закупки (сферы закупаемых товаров, работ, услуг) и не предусматривают соотнесения с видами или сферами деятельности заказчика.
6.2. Отдельными позициями Приложения к Постановлению N 2571 в графе "Дополнительные требования к участникам закупки" предусмотрено дополнительное требование о наличии у участника закупки нескольких видов опыта выполнения работ.
В таких позициях в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" предусмотрены разные подтверждающие информация и документы для разных случаев наличия одного из видов опыта выполнения работ.
Департамент сообщает, что если Приложением к Постановлению N 2571 в графе "Дополнительные требования к участникам закупки" предусмотрено несколько видов опыта выполнения работ, то соответствующим требованию о наличии опыта выполнения работ является участник закупки, обладающий хотя бы одним из таких видов опыта.
7. О применении Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 31 декабря 2021 г. N 2604 (далее - Положение).
7.1. О применении формулы, предусмотренной пунктом 9 Положения, при оценке заявок по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
Формулы, предусмотренные разделом II Положения, предусматривают присвоение 100 баллов заявке, содержащей лучшее ценовое предложение. Иной оцениваемой заявке баллы присваиваются по результатам сравнения оцениваемого ценового предложения с лучшим ценовым предложением, исходя из того, насколько оцениваемое ценовое предложение хуже лучшего ценового предложения.
Формула, указанная в пункте 9 Положения, применяется по общему правилу (за исключением случаев, при которых в соответствии с пунктами 10 и 11 Положения применяются иные положения) с учетом нижеследующего:
в указанном в скобках числителе вычисляется разница между оцениваемым и лучшим ценовыми предложениями;
далее вычисляется доля указанной разницы от лучшего ценового предложения путем деления разницы на лучшее ценовое предложение;
с учетом произведенных вычислений определяется количество баллов оцениваемой заявке.
ПРИМЕР: лучшее ценовое предложение составляет 60 руб., оцениваемое ценовое предложение - 90 руб.
Разница составляет 90 - 60 = 30, то есть на 30 единиц оцениваемое ценовое предложение хуже лучшего ценового предложения.
Далее вычисляется, насколько оцениваемое ценовое предложение хуже лучшего ценового предложения, путем сравнения вышеуказанной разницы с размером лучшего ценового предложения и, соответственно, определения доли указанной разницы от лучшего ценового предложения: 30 / 60 = 0,5.
То есть, оцениваемое ценовое предложение хуже лучшего ценового предложения (отстоит от лучшего ценового предложения) на половину размера лучшего ценового предложения. Следовательно, оцениваемому ценовому предложению должны быть присвоены баллы в размере половины баллов, присвоенных лучшему ценовому предложению.
Количество баллов оцениваемой заявке составит 100 - 0,5 * 100 = 50 баллов.
В отношении ситуации, при которой оцениваемое ценовое предложение превышает лучшее ценовое предложение в два и более раза, следует отметить следующее.
Указанная ситуация не является общим правилом, поскольку разница между ценовыми предложениями является аномальной и может свидетельствовать о наличии демпинга либо признаков завышения начальной (максимальной) цены контракта.
В этой ситуации результат вычисления по формуле, предусмотренной пунктом 9 Положения, станет отрицательным, что в свою очередь означает, что оцениваемое ценовое предложение многократно хуже лучшего ценового предложения. Причем настолько хуже, что его оценка при сравнении с лучшим ценовым предложением выходит за рамки предусмотренных баллов от 100 до 0.
Положение не предусматривает присвоение заявкам баллов, количество которых составляет ниже нуля.
В этой связи, если оцениваемое ценовое предложение превышает лучшее ценовое предложение в два и более раза, то в отношении оцениваемого ценового предложения присваивается 0 баллов. Если таких ценовых предложений (превышающих лучшее ценовое предложение в два и более раза) несколько, то каждому из них присваивается 0 баллов.
Аналогичный подход предусмотрен пунктом 21 Положения, который предусматривает уравнивание оценок, если предложения выходят за рамки определенных предельных значений, путем присвоения баллов в размере, предусмотренном для предельного значения.
7.2. О применении формул, предусмотренных пунктом 10 Положения, при оценке заявок по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
Пунктом 10 Положения предусмотрены формулы для оценки заявок, которые применяются в случае, если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ) подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля.
Согласно части 8 статьи 48 Закона N 44-ФЗ при подаче участником закупки ценового предложения не допускается подача предложения, равного или превышающего предложение, содержащееся в третьей части заявки на участие в закупке, а также не допускается подача предложения, равного нулю.
Положения части 8 статьи 48 Закона N 44-ФЗ не запрещают участнику закупки подать ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля. Такая ситуация распространена при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг (например, при заключении контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам).
Департамент сообщает, что если при проведении конкурса подано ценовое предложение, предусматривающее снижение вышеуказанных цены контракта либо суммы цен ниже нуля, то по результатам конкурса определяется размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта. При этом такой размер указывается в качестве цены контракта в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ.
7.3. Об оценке заявок по критерию оценки "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ" (далее - расходы).
Согласно пункту 12 Положения критерий оценки "расходы" может применяться исключительно в целях определения наименьшего значения не предусмотренных условиями контакта расходов, которые возникнут у заказчика после приемки закупаемых товаров, работ.
Следует иметь в виду, что если расходы включены в условия заключаемого контракта (в том числе контракта жизненного цикла), то их оценка фактически осуществляется в рамках критерия "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", поскольку в этом случае они образуют цену заключаемого контракта. Дополнительная оценка таких расходов в рамках критерия "расходы" стала бы дублирующей.
7.4. О применении формул, предусмотренных пунктом 20 Положения.
Формулы оценки, предусмотренные пунктом 20 Положения, предусматривают оценку с учетом того, какое значение является для заказчика наилучшим (наибольшее, например, размер опыта, или наименьшее, например, расход топлива), а также с учетом наличия или отсутствия предельного (предельных) минимального и (или) максимального значения (значений) показателя.
Заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения.
Формулы, при которых заказчик не устанавливает предельное (предельные) значение (значения) (подпункты "а" и "б" пункта 20 Положения), предусматривают присвоение баллов, исходя из нижеследующего:
заявке, содержащей наилучшее значение, присваивается 100 баллов;
заявке, содержащей наихудшее значение, присваивается 0 баллов;
иным заявкам баллы присваиваются между наилучшим и наихудшим значениями (экстремумы), исходя из цены деления, рассчитываемого (в рамках "правого компонента" каждой формулы) на основании предложенных участниками закупки наилучшим и наихудшим значений.
Подход, при котором оценка заявок осуществляется от 0 до 100 баллов между наихудшим и наилучшим значениями из представленных в таких заявках, обусловлен тем, что заранее не известны и не ограничиваются значения, которые могут быть предложены разными участниками закупки.
Заказчик также вправе применить иной подход путем применения формул с установлением предельных значений (подпункты "в" - "з" пункта 20 Положения), при которых у заказчика имеется возможность в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе определить вышеуказанные наименьшее и (или) наибольшее значения (экстремумы), между которыми будет производиться оценка заявок от 0 до 100 баллов.
Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.
Директор Департамента
Т.П.ДЕМИДОВА