НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Разъяснение практики применения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых (одобрено Советом по аудиторской деятельности от 23.09.2021, протокол N 60)

(одобрено Советом по аудиторской деятельности от 23.09.2021, протокол N 60)
Одобрено
Советом по аудиторской деятельности
от 23 сентября 2021 г., протокол N 60
РАЗЪЯСНЕНИЕ
ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТ
АУДИТОРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(ППЗ 15-2021)
"ОБ ОТНЕСЕНИИ
ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
К АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
1. В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности":
а) аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (статья 1);
б) аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников (статья 7).
2. В соответствии с Международным стандартом аудита (МСА) 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита" <1>:
--------------------------------
<1> Здесь и далее - документы МСА, введенные в действие для применения на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 9 января 2019 г. N 2н.
а) аудитор должен соблюдать все МСА, являющиеся значимыми для конкретного аудиторского задания. Тот или иной МСА является значимым для конкретного аудиторского задания, если этот стандарт уже действует, и имеются те обстоятельства, которые рассматриваются в этом стандарте (пункт 18);
б) если аудитор не выполнил все требования настоящего стандарта и всех остальных МСА, являющихся значимыми для конкретного аудита, он не может заявлять о соблюдении Международных стандартов аудита в своем аудиторском заключении (пункт 20).
3. В соответствии с пунктом 19 Международного стандарта аудита (МСА) 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности" при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также проведении аудита в иных случаях, когда аудиторская организация определила, что по ним необходима проверка качества выполнения задания, руководитель задания должен:
а) определить, что состоялось назначение лица, ответственного за проверку качества выполнения задания;
б) обсуждать важные вопросы, возникающие в течение проводимого аудита, включая и те, что выявляются на этапе проверки качества выполнения задания, с лицом, осуществляющим такую проверку;
в) не датировать аудиторское заключение до завершения проверки качества выполнения задания.
4. Исходя из изложенного:
4.1) в случаях, когда МСА требуют осуществить проверку качества выполнения аудиторского задания, без завершения такой проверки аудит не может считаться проведенным в соответствии с МСА. Как следствие, проверка качества выполнения аудиторского задания в соответствии с МСА является неотъемлемой частью проведения аудита в соответствии с МСА, и, как таковая, относится к деятельности по проведению аудита (аудиторской деятельности) в смысле Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Аналогично к деятельности по оказанию сопутствующих услуг (аудиторской деятельности) относится осуществляемая в соответствии с МСА проверка качества выполнения заданий по оказанию сопутствующих аудиту услуг;
4.2) деятельность по проведению проверки качества выполнения задания должна рассматриваться в контексте видов аудиторских услуг, установленных приказом Минфина России от 9 марта 2017 г. N 33н "Об определении видов аудиторских услуг, в том числе перечня сопутствующих аудиту услуг". В частности, проверка качества выполнения задания по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности относится к услугам "Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая консолидированную финансовую отчетность" (пункт 1.1 приложения к приказу Минфина России от 9 марта 2017 г. N 33н), проверка качества выполнения задания по обзорной проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности - к услугам "Обзорная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая консолидированную финансовую отчетность" (пункт 2.2.1 приложения к приказу Минфина России от 9 марта 2017 г. N 33н);
4.3) в случае если внутренние правила аудиторской организации (индивидуального аудитора) предусматривают проведение проверки выполнения заданий по оказанию прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (бухгалтерское, налоговое, управленческое консультирование, ведение бухгалтерского налогового учета, др.), такие проверки не относятся к аудиторской деятельности.