Поиск по сайту

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
  • Указ Президента РФ от 18.10.2017 N 489

    "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и в состав президиума этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 1060"

  • Указ Президента РФ от 18.10.2017 N 494

    "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации" (вместе с "Перечнем изменений, вносимых в указы Президента Российской Федерации")

  • Указ Президента РФ от 18.10.2017 N 487

    "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации"

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации
  • Распоряжение Правительства РФ от 18.10.2017 N 2295-р

    "О размещении и публичном обращении в Российской Федерации ценных бумаг Международной ассоциации развития"

  • Постановление Правительства РФ от 17.10.2017 N 1261

    "Об утверждении Правил принятия решений о заключении договоров (соглашений) о предоставлении из федерального бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным государственным учреждениям) на срок, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств"

  • Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2017 N 2279-р

    "О денонсации Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Исламской Республики Пакистан об отмене взимания консульских сборов при выдаче любых виз на основе взаимности от 13 апреля 1965 года, заключенного в форме обмена нотами"

Пленум ВС РФ

Определение ВС РФ N 66-АПГ15-28 от 3 декабря 2015 г.

Главная>Налоговая судебная практика>Определение ВС РФ N 66-АПГ15-28 от 3 декабря 2015 г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 декабря 2015 г. N 66-АПГ15-28

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.

при секретаре Макаровой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КиренскТеплоРесурс" о признании недействующими отдельных положений приказа Службы по тарифам Иркутской области N 604-спр от 8 декабря 2014 г. "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО "КиренскТеплоРесурс" (в редакции от 17 декабря 2014 г.)

по апелляционной жалобе ООО "КиренскТеплоРесурс" и апелляционному представлению прокурора Иркутской области на решение Иркутского областного суда от 9 июля 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

приказом от 8 декабря 2014 г. N 604-спр "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО "КиренскТеплоРесурс", установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям с календарной разбивкой согласно приложению N 1 (пункт 1) на период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2017 г. (пункт 3).

Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 17 декабря 2014 г. N 686-спр в приложении N 1 к приказу N 604-спр исправлена техническая ошибка.

Общество с ограниченной ответственностью "КиренскТеплоРесурс" (далее - ООО "КиренскТеплоРесурс", общество) обратилось в Иркутский областной суд с заявлением о признании частично недействующими пунктов 1 и 3 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 8 декабря 2014 г. N 604-спр "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО "КиренскТеплоРесурс" в редакции от 17 декабря 2014 г. (далее - Приказ N 604-спр) со дня его принятия.

Решением Иркутского областного суда от 9 июля 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе ООО "КиренскТеплоРесурс" просит отменить указанный судебный акт, как принятый с нарушением норм материального права по неверно установленным обстоятельствам, имеющим значение для дела.

Прокурором Иркутской области на решение суда принесено представление, в котором указано на неправильное применение судом норм материального права.

Службой по тарифам Иркутской области (далее - тарифная служба, орган регулирования, тарифный орган) поданы возражения на апелляционную жалобу и апелляционное представление.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания), утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 13 июня 2013 г. N 760-э, и иными нормативными правовыми актами.

ООО "КиренскТеплоРесурс", осуществляя производство тепловой энергии, что относится к регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения, обратилось в службу по тарифам с заявлением от 5 августа 2014 г. N 20 об установлении впервые тарифа на тепловую энергию для своих потребителей на 2014 год методом экономически обоснованных расходов и тарифов на период с 2015 - 2017 гг. методом индексации установленных тарифов. Оспариваемым Приказом N 604-спр такие тарифы были установлены.

Суд первой инстанции с учетом положений подпункта 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 7 Закона о теплоснабжении сделал правомерный вывод, что Приказ N 604-спр принят уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов) органом в пределах его компетенции.

Оспаривая пункты 1 и 3 Приказа N 604-спр, общество сослалось на неправильное определение тарифной службой расходов в виде амортизационных отчислений по объекту основных средств "Котельная на биотопливе" и необоснованное изменение срока полезного использования основного средства "Теплотрасса".

Суд первой инстанции сделал вывод о том, что служба по тарифам правомерно при определении тарифа использовала первоначально представленные обществом в тарифный орган документы по объекту "Котельная на биотопливе" и не приняла измененные позднее в отношении этого объекта документы, оценив их как ненадлежащие доказательства, направленные на неправомерное установление наиболее выгодных для общества тарифов. Кроме того, суд посчитал, что объект "Теплотрасса" обоснованно отнесен к восьмой амортизационной группе основных средств, указанной в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 (далее - Классификация основных средств). Данные обстоятельства послужили основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Судебная коллегия полагает, что вывод суда о правильном определении тарифа является ошибочным.

Метод индексации установленных тарифов является одним из методов регулирования долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения.

Расчет тарифа с применением данного метода предусмотрен в пунктах 71 - 75 Основ ценообразования, из которых следует, что необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации.

В силу пункта 73 Основ ценообразования величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

В силу пункта 43 Основ ценообразования и пункта 29 Методических указаний сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Вопросы амортизации основных средств в сфере бухгалтерского учета урегулированы приказами Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 и от 13 октября 2003 г. N 91/н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств", которые предусматривают, что годовая сумма амортизационных отчислений определяется с учетом стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Сроком полезного использования является период, в течение которого объект основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Указанный период исчисляется с момента введения объекта в эксплуатацию до полного списания его стоимости в расходы.

Срок полезного использования определяется организацией самостоятельно применительно к десяти амортизационным группам, предусмотренным пунктом 3 статьи 258 НК РФ, с учетом Классификации основных средств.

Согласно абзацу второму пункта 1 Классификации основных средств классификация объектов основных средств может использоваться и для целей бухгалтерского учета.

ООО "КиренскТеплоРесурс" при постановке на бухгалтерский учет объекта основных средств "Теплотрасса" квалифицировало его как технологический трубопровод, исходя из чего была определена пятая амортизационная группа и срок полезного использования - 3 года 10 дней.

Органом регулирования указанный объект отнесен к восьмой амортизационной группе и определен срок полезного использования - 20 лет.

Согласно Классификации основных средств в восьмую амортизационную группу отнесено имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно, в том числе "отвод от магистральных трубопроводов".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 504 утвержден перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее - Перечень N 504).

Согласно Перечню N 504 в разделе "Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью" поименовано имущество и сооружения линий энергопередачи, относящиеся в равной мере как к объектам электроэнергетики, так и к объектам системы теплоснабжения.

Что касается сети тепловой магистральной, то ее состав определен объектами, поименованными в графе "Примечание" к коду ОКОФ 12 4521126 Перечня N 504.

Так, сеть тепловая магистральная: трубопровод и его детали с теплоизоляцией, камера с запорной и регулирующей арматурой, контрольно-измерительными приборами, электросиловым управляющим оборудованием, средствами автоматики и телемеханики, вентиляцией, средствами пожаротушения, дренажные насосные станции, дюкер и элементы сети тепловой магистральной.

Исходя из положений пунктов 3 - 5 и 14 статьи 2 Закона о теплоснабжении к системе теплоснабжения относится совокупность источников тепловой энергии (устройств, предназначенных для производства тепловой энергии) и теплопотребляющих установок (устройств, предназначенных для использования тепловой энергии, теплоносителей для нужд потребителя тепловой энергии), технологически соединенных тепловыми сетями, которые составляют совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Кроме того, Судебная коллегия полагает, что для уяснения понятий соответствующих терминов необходимо руководствоваться положениями СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети", утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 24 июня 2003 г. N 110. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 280 утверждена и введена в действие с 1 января 2013 г. актуализированная редакция данного документа - "Свод правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети" (далее - Свод правил).

В пункте 4.1 Свода правил определено, что тепловые сети подразделяются на магистральные, распределительные, квартальные и ответвления магистральных и распределительных тепловых сетей к отдельным зданиям и сооружениям.

При этом согласно пункту 3.6 Свода правил магистральные тепловые сети - это тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями), транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах.

В соответствии с пунктом 3.7 Свода правил распределительные тепловые сети - это тепловые сети от тепловых пунктов до зданий, сооружений, в том числе от центрального теплового пункта до индивидуального теплового пункта.

В соответствии с пунктом 3.9 Свода правил ответвление - участок тепловой сети, непосредственно присоединяющий тепловой пункт к магистральным тепловым сетям или отдельное здание и сооружение к распределительным тепловым сетям.

В данном случае в материалах дела имеется акт N 2 приемки законченного объекта строительства от 10 июля 2014 г., из которого следует, что исполнителем работ к приемке представлена теплотрасса наружная протяженностью 415 м от котельной на биотопливе до точки врезки в муниципальные сети. Документов, позволяющих тарифному органу отнести теплотрассу к "отводам от магистральных трубопроводов", в материалы дела не представлено.

Таким образом, орган регулирования неверно определил амортизационную группу заявленного имущества и завысил срок его полезного использования, что привело к неправильному установлению тарифа.

С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, как вынесенное с нарушением норм материального права, с принятием нового решения об удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Иркутского областного суда от 9 июля 2015 г. отменить.

Заявление общества с ограниченной ответственностью "КиренскТеплоРесурс" удовлетворить частично: признать недействующим приказ от 8 декабря 2014 г. N 604-спр "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО "КиренскТеплоРесурс" в части одноставочных тарифов, установленных в пунктах 1, 3, согласно приложению N 1 к приказу долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения на период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2017 г. со дня вступления в законную силу настоящего определения.


Популярные статьи и материалы