Наименование мероприятия | Ожидаемый результат | Ответственные исполнители | Срок исполнения | |
1. Обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек | ||||
1.1. Организация оказания медицинской помощи с приближением к месту жительства, месту обучения или работы исходя из потребностей всех групп населения с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи | ||||
1.1.1. | Проведение высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации анализа размещения объектов, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь населению, а также центральных районных и районных больниц в привязке к населенным пунктам, анализа численности проживающего в таких пунктах населения, развития транспортной инфраструктуры и коммуникаций с учетом требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребности населения, включая перспективы развития населенного пункта | разработка субъектами Российской Федерации оптимальных схем размещения объектов здравоохранения, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь населению, а также центральных районных и районных больниц, обеспечивающих их доступность, с приложением паспортов указанных медицинских организаций. В случае отсутствия в необходимости размещения в населенном пункте объекта здравоохранения схемы размещения должны содержать сведения о наличии или планируемом в таком населенном пункте домовом хозяйстве, привлекаемом к оказанию первой помощи, графике выезда в населенный пункт врачебной бригады в привязке к мероприятиям по развитию автомобильных дорог регионального и муниципального значения | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации | до 1 сентября 2020 г. |
1.1.2. | Проведение анализа кадрового обеспечения указанных в пункте 1.1.1 медицинских организаций и их обособленных структурных подразделений, включая анализ обоснованности существующей штатной численности медицинских работников (полномочия по принятию и согласованию решений, применение рекомендуемых штатных нормативов, установленных на федеральном уровне, учет региональных особенностей), анализ нагрузки на медицинский персонал и причин ее отклонения от нормы в разрезе основных категорий и должностей, административно-территориальных образований | формирование оптимальной организационной и штатной численности медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, медицинских работников центральных районных и районных больниц с учетом обеспечения доступности и качества оказания медицинской помощи, в том числе в отдаленных районах и сельской местности | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Минздрав России, Минтруд России | до 1 сентября 2020 г. |
1.1.3. | Направление в Минздрав России субъектами Российской Федерации оптимальных схем размещения объектов здравоохранения, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь населению, а также центральных районных и районных больниц, паспортов медицинских организаций, участвующих в региональных программах модернизации первичного звена здравоохранения, с привязкой к кадровой укомплектованности таких медицинских организаций для их согласования | согласованные Минздравом России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти схемы размещения и паспорта медицинских организаций, участвующих в региональных программах модернизации первичного звена здравоохранения | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Минздрав России, Минсельхоз России, Минэкономразвития России | до 1 сентября 2020 г. |
1.1.4. | С учетом согласованных схем размещения и паспортов медицинских организаций, участвующих в региональных программах модернизации первичного звена здравоохранения, включая центральные районные и районные больницы, разработка и утверждение субъектами Российской Федерации оптимальных схем территориального планирования, включающих карты размещения объектов здравоохранения, обеспечивающих доступность медицинских организаций, и маршрутизацию пациентов в соответствии с порядками оказания медицинской помощи | утверждены схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, включающие имеющиеся и планируемые в рамках региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения объекты здравоохранения | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Минэкономразвития России | до 1 октября 2020 г. |
1.1.5. | С учетом согласованных схем размещения и паспортов медицинских организаций одновременно с разработкой и утверждением субъектами Российской Федерации схем территориального планирования, включающих карты размещения объектов здравоохранения, внесение соответствующих данных в геоинформационную подсистему единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - геоинформационная подсистема) | соответствие схем территориального планирования и карт размещения объектов здравоохранения сведениям, внесенным в геоинформационную подсистему | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Минздрав России, Росздравнадзор | до 15 октября 2020 г. |
1.1.6. | С учетом схем размещения и паспортов медицинских организаций создание (в том числе строительство или приобретение) объектов первичного звена здравоохранения (включая быстровозводимые модульные конструкции), их реконструкция (ее завершение), замена зданий в случае высокой степени износа и (или) наличия избыточных площадей, капитальный ремонт медицинских организаций и их обособленных структурных подразделений, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь (поликлиники, их структурные подразделения, врачебные амбулатории, центры (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины), фельдшерско-акушерские пункты и фельдшерские здравпункты), а также здания (отдельные здания, комплексы зданий) центральных районных и районных больниц (в соответствии с нормативами определения стоимости (предельной стоимости) капитального ремонта медицинских организаций, утвержденными Минстроем России | оптимальная инфраструктура медицинских организаций, уменьшение неэффективно используемых площадей, уменьшение зданий медицинских организаций, находящихся в аварийном состоянии, требующих сноса, реконструкции и капитального ремонта, 100-процентный охват населения Российской Федерации первичной медико-санитарной помощью | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Ростехнадзор | с 1 января 2021 г. до 2025 года |
1.1.7. | Проведение инвентаризации состояния зданий и материально-технической базы медицинских организаций, подведомственных ФМБА России и оказывающих первичную медико-санитарную помощь жителям закрытых административно-территориальных образований и отдельных территорий, где учреждения ФМБА России являются единственными медицинскими организациями государственной системы здравоохранения (далее - отдельные территории), анализа их кадрового обеспечения, в привязке к численности проживающего в данных закрытых административно-территориальных образованиях и отдельных территориях населения, включая перспективы развития закрытых административно-территориальных образований, с передачей полученных данных и паспортов медицинских организаций высшим исполнительным органам государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации с целью согласования представленных данных в части, касающейся отдельных территорий, и учета в схемах территориального планирования таких субъектов Российской Федерации в части территорий закрытых административно-территориальных образований и отдельных территорий | формирование паспортов медицинских организаций, подведомственных ФМБА России, оказывающих первичную медико-санитарную помощь жителям закрытых административно-территориальных образований и отдельных территорий, с привязкой к их кадровой обеспеченности. Определение перечня зданий медицинских организаций, нуждающихся в капитальном ремонте, выявление неиспользуемых площадей | ФМБА России, Минздрав России, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации | до 15 октября 2020 г. |
1.1.8. | С учетом определенной потребности проведение капитального ремонта зданий медицинских организаций, подведомственных ФМБА России и оказывающих первичную медико-санитарную помощь жителям закрытых административно-территориальных образований и отдельных территорий | оптимальная инфраструктура медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь жителям закрытых административно-территориальных образований и отдельных территорий, уменьшение неэффективно используемых площадей, уменьшение количества зданий медицинских организаций, требующих капитального ремонта | ФМБА России, Минздрав России | с 1 января 2021 г. до 2025 года |
1.2. Обеспечение транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья | ||||
1.2.1. | Развитие транспортной инфраструктуры (маршрутов общественного транспорта, приближенных к медицинским организациям), приоритетный ремонт и строительство автомобильных дорог регионального и муниципального значения, обеспечивающих доездку населения до медицинских организаций | повышение доступности медицинской помощи для сельских жителей и жителей отдаленных территорий | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Минтранс России | с 1 января 2021 г. до 2025 года |
1.2.2. | Оснащение автомобильным транспортом (за исключением автомобилей скорой медицинской помощи) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, центральных районных и районных больниц, расположенных в сельской местности, поселках городского типа и малых городах (с численностью населения до 50 тыс. человек), для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, а также для перевозки биологических материалов для исследований, доставки лекарственных препаратов до жителей отдаленных районов | увеличение числа посещений сельскими жителями медицинских организаций, увеличение числа посещений медицинским работником пациентов на дому, повышение комфортности получения медицинских услуг | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Минпромторг России, ФМБА России | с 1 января 2021 г. до 2025 года |
1.3. Оснащение медицинских организаций, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, а также центральных районных и районных больниц оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья | ||||
1.3.1. | С учетом паспортов медицинских организаций приведение материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослым и детям, их обособленных структурных подразделений, центральных районных и районных больниц в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи, их дооснащение и переоснащение оборудованием для оказания медицинской помощи | снижение количества оборудования для оказания медицинской помощи со сроком эксплуатации свыше 10 лет в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Укомплектование медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также центральных районных и районных больниц оборудованием для оказания медицинской помощи, предусмотренным порядками оказания медицинской помощи | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Росздравнадзор, Минпромторг России | с 1 января 2021 г. до 2025 года |
1.3.2. | С учетом паспортов медицинских организаций, подведомственных ФМБА России и оказывающих первичную медико-санитарную помощь жителям закрытых административно-территориальных образований и отдельных территорий, приведение материально-технической базы данных медицинских организаций в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи, их дооснащение и переоснащение оборудованием для оказания медицинской помощи | снижение количества оборудования для оказания медицинской помощи со сроком эксплуатации свыше 10 лет в медицинских организациях, подведомственных ФМБА России и оказывающих первичную медико-санитарную помощь жителям закрытых административно-территориальных образований и отдельных территорий. Укомплектование данных медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи, предусмотренным порядками оказания медицинской помощи | ФМБА России, Минздрав России | с 1 января 2021 г. до 2025 года |
1.4. Устранение дефицита кадров в первичном звене здравоохранения и повышение уровня их квалификации, в том числе в целях обеспечения возможности выбора медицинской организации и врача | ||||
1.4.1. | Проведение анализа применяемых систем оплаты труда медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь, медицинских работников центральных районных и районных больниц, включая размеры окладов, их долю в структуре заработной платы, применяемые выплаты компенсационного и стимулирующего характера и условия их осуществления работникам, связь стимулирующих выплат с показателями эффективности деятельности медицинских организаций и работников, установленных нормативными правовыми актами на федеральном, региональном, локальном уровнях | подготовка предложений по отраслевому регулированию систем оплаты труда медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь, и медицинских работников центральных районных и районных больниц (отраслевой системы), включая единые подходы к установлению окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Минтруд России, Минздрав России | до 15 ноября 2019 г. |
1.4.2. | Согласование с Минздравом России и корректировка показателей штатной численности и нагрузки на медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь, медицинских работников центральных районных и районных больниц (по годам) | расчет реальной потребности с привязкой к рабочим местам в медицинских работниках, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь, медицинских работников центральных районных и районных больниц | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Минздрав России, Минтруд России | до 15 декабря 2019 г. |
1.4.3. | Выработка предложений по параметрам отраслевой системы оплаты труда медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь, медицинских работников центральных районных и районных больниц, включая единые подходы к установлению окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера, их доли в структуре заработной платы | разработка и утверждение нормативных правовых актов по отраслевой системе оплаты труда | Минтруд России, Минздрав России, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации | с 20 марта 2021 г. |
1.4.4. | Утверждение и поэтапное внедрение отраслевой системы оплаты труда медицинских работников | увеличение заработной платы медицинских работников медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь, медицинских работников центральных районных и районных больниц | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Минтруд России, Минздрав России, Минфин России | 2021 - 2025 годы |
1.4.5. | Принятие мер по укомплектованию медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, центральных районных и районных больниц медицинскими работниками в соответствии с целевыми показателями, указанными в паспортах таких медицинских организаций | увеличение числа медицинских работников медицинских организаций, оказывающих медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь, центральных районных и районных больниц | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации | с 1 января 2021 г. до 2025 года |
1.4.6. | Увеличение заявок на целевое обучение врачей в соответствии с дефицитными специальностями первичного звена здравоохранения | увеличение числа врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и скорую медицинскую помощь | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Минздрав России, Минобрнауки России | с 1 ноября 2020 г. до 2025 года |
1.4.7. | Увеличение числа обучающихся профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов со средним медицинским образованием, не менее чем на 30 процентов в год от имеющегося дефицита таких специалистов | увеличение численности среднего медицинского персонала в медицинских организациях субъектов Российской Федерации | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации | с 1 января 2021 г. на постоянной основе |
1.4.8. | Разработка и реализация региональных мер социальной поддержки медицинских работников первичного звена здравоохранения и скорой медицинской помощи, медицинских работников центральных районных и районных больниц, в том числе их приоритетное обеспечение служебным жильем, использование иных механизмов обеспечения жильем | включение в региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения мероприятий в целях создания условий и мотивации для закрепления медицинских работников медицинских организаций, уменьшение оттока кадров из государственного сектора отрасли здравоохранения | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации | с 1 января 2021 г. до 2025 года |
1.4.9. | Разработка и реализация региональных мер стимулирования медицинских работников в части предоставления единовременных выплат, в том числе при переезде в сельскую местность, рабочие поселки, поселки городского типа и города с населением до 50 тыс. человек | включение в региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения мероприятий в целях увеличения числа врачей и фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, города с населением до 50 тыс. человек | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации | с 1 января 2021 г. до 2025 года |
1.4.10. | Включение в показатели эффективности деятельности руководителей медицинских организаций показателей, характеризующих обеспечение медицинских организаций медицинскими работниками | повышение укомплектованности медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и скорую медицинскую помощь | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации | до 30 июня 2021 г. |
1.4.11. | Разработка механизма наставничества в отношении врачей - молодых специалистов, прошедших целевое обучение | повышение числа молодых врачей в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения | Минздрав России, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации | 2021 - 2025 годы |
2. Приоритет интересов пациента при оказании первичной медико-санитарной помощи. Соблюдения прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий | ||||
2.1. | Обеспечение потребности в дорогостоящих диагностических исследованиях, проводимых в амбулаторных условиях, и выделение их из подушевого норматива финансирования оказания первичной медико-санитарной помощи | увеличение доступности дорогостоящих диагностических исследований, сокращение сроков их ожидания | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальные фонды обязательного медицинского страхования | с 2021 года на постоянной основе |
2.2. | Введение коэффициентов дифференциации для подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц для медицинских организаций, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах | увеличение финансового обеспечения медицинских организаций, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальные фонды обязательного медицинского страхования | с 2021 года на постоянной основе |
2.3. | Создание механизма мотивации руководителей и медицинских работников медицинских организаций первичного звена здравоохранения с учетом степени соответствия медицинской организации статусу медицинской организации, внедряющей новую модель оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи | увеличение количества медицинских организаций, внедряющих новую модель оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации | 2021 - 2025 годы |
2.4. | Разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с учетом настоящих принципов и результатов реализации мероприятий по модернизации инфраструктуры и материально-технической базы медицинских организаций | сбалансированность финансового обеспечения оказания медицинской помощи, учитывающего результаты реализации мероприятий региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации | с 2021 года ежегодно |
3. Приоритет профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи | ||||
3.1. | Реализация в отдельных субъектах Российской Федерации мероприятий пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше | увеличение числа частных медицинских организаций в оказании медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации | 2021 - 2025 годы |
3.2. | Профилактика осложнений сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов высокого риска путем обеспечения лекарственными препаратами граждан, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания или операции на сосудах и которые получают медицинскую помощь в амбулаторных условиях | снижение смертности от болезней системы кровообращения | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации | с 2021 года на постоянной основе |
4. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан при организации первичной медико-санитарной помощи | ||||
4.1. | Проведение мониторинга и контроля реализации мероприятий региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения | своевременная реализация мероприятий региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Минздрав России, Минфин России, Росздравнадзор | с 1 января 2021 г. до 2025 года |
4.2. | Сбор и представление отчетности о реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения | оценка эффективности реализации мероприятий региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации | с 1 января 2021 г. до 2025 года |