НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Комментарий к статье 6 ЗК РФ Объекты земельных отношений

Необходимо отметить, что земельное законодательство в последние годы достаточно активно обновляется, и к настоящему времени осталось лишь несколько действующих указов Президента РФ в области земельных отношений, принятых до нового Земельного кодекса, и все они содержат только статьи об отмене предыдущих нормативных актов. Из принятых до октября 2001 г. и действующих постановлений Правительства РФ можно назвать Постановления от 15 марта 1997 г. N 319 "О порядке определения нормативной цены земли", от 26 сентября 1997 г. N 1223 (ред. от 21 августа 2000 г.) "Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах" <1> и др. К ним применима норма настоящей статьи.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 40. Ст. 4592.

При рассмотрении судебных дел по земельным спорам следует всегда выяснять, какой нормативный акт действовал на момент возникновения спора и насколько он применим с учетом действующего Земельного кодекса. Примером может служить следующее дело <1>.

--------------------------------

<1> См.: Валуйский А. Обзор практики рассмотрения федеральными арбитражными судами округов споров, связанных с приватизацией земли (август 2004 г. - август 2005 г., ч. ч. 1, 2). П. 23. Подготовлен для СПС "КонсультантПлюс".

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) обратилось в арбитражный суд с иском к комитету по управлению имуществом муниципального образования об устранении разногласий в договоре купли-продажи земельного участка в части установления выкупной цены, а также об обязании комитета заключить договор в редакции покупателя.

ООО является собственником производственной базы, для пользования которой постановлением главы администрации был передан обществу в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок. На основании п. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ и федеральными законами. ООО таким правом воспользовалось и обратилось в администрацию муниципального образования с заявлением о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка.

ООО обратилось с заявлением о приватизации земельного участка 17 декабря 2002 г. В момент обращения действовала ставка земельного налога, к которой применялся коэффициент 2 по отношению к ставке налога, действовавшей в предшествующем 2001 г. (этот коэффициент был введен Федеральным законом от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога"). Однако с 1 января 2002 г. действовали уже иные ставки земельного налога, которые были увеличены в 1,8 раза по отношению к ставкам земельного налога, действовавшим в 2002 г. (ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации"). Таким образом, для истца было важно, чтобы при расчетах применялась та ставка налога, которая действовала на момент подачи заявления о приватизации земельного участка.

Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ к заявлению прикладывается кадастровая карта (план) земельного участка, подлежащего приватизации. В отсутствие кадастровой карты заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением об изготовлении дежурной кадастровой карты (плана), которая должна быть изготовлена в месячный срок (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).

Кроме того, согласно п. 2 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 августа 2002 г. N 576, юридические лица при предоставлении им земельных участков представляют помимо документов, предусмотренных Земельным кодексом РФ, документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица, а также (при нахождении на участке зданий, строений или сооружений) документы, подтверждающие размер площади здания, строения и сооружения и государственную регистрацию прав на них.

Таким образом в соответствии с действовавшим на дату подачи заявки на приватизацию законодательством истец должен был представить вместе с заявкой (заявлением) достаточно обширный перечень документов, подтверждающих его юридический статус, а также права на здания и сооружения, расположенные на земельном участке.

Истцом к заявлению о приватизации земельного участка кадастровая карта (план) не была приложена. А поскольку, согласно п. 1 ст. 37 ЗК РФ, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, а также учитывая положения п. 5 ст. 36 ЗК РФ (требующего прикладывать к заявлению кадастровую карту), суд пришел к выводу, что заявку на приватизацию земельного участка следует считать поступившей с момента представления полного комплекта необходимых документов. Документы о регистрации юридического лица, документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимости, и кадастровая карта (план) были представлены в орган местного самоуправления только 28 мая 2003 г. Решение о продаже участка было принято администрацией в этот же день. Соответственно, суд пришел к выводу, что должна применяться ставка земельного налога, действовавшая в 2003 г. (с коэффициентом 1,8 по отношению к ставке налога, действовавшей в 2002 г.).

Однако вывод судебных инстанций о том, что датой подачи заявления о приватизации земельного участка является день подачи всего требуемого законодательством комплекта документов, не следует из тех правовых норм, которые подлежат применению к спорным правоотношениям. Более того, в указанный период действовал правовой акт, согласно которому суд должен был поступить противоположным образом. Речь идет об Указе Президента РФ от 11 мая 1995 г. N 478 "О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации". Согласно п. 7 данного Указа при определении выкупной цены земельного участка следовало принимать в расчет ставку земельного налога, действовавшую на дату подачи продавцу земельного участка заявки на его выкуп.

Данная норма действовала в момент подачи истцом заявки на приватизацию земли, поскольку Указ Президента РФ N 478 был отменен лишь 26 марта 2003 г. Указом Президента РФ N 370.

Вывод о том, что п. 7 Указа Президента РФ N 478 должен признаваться действующим, основан на следующем. Согласно ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изданные до введения в действие ЗК РФ и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу РФ. Поскольку Земельным кодексом РФ не установлено, на какую именно дату должна рассчитываться стоимость подлежащих приватизации земельных участков, следует исходить из того, что п. 7 Указа Президента РФ N 478 не противоречит Земельному кодексу и, следовательно, подлежит применению. Действовавшим в декабре 2002 г. законодательством не было также установлено никаких специальных правил, которые позволяли бы сделать вывод о том, что днем подачи заявления о приватизации земли должен считаться день представления в соответствующий государственный (муниципальный) орган последнего из недостающих документов. С учетом данных обстоятельств представляется более обоснованной позиция истца (а не судебных органов), который настаивал на том, что выкупная стоимость земельного участка должна рассчитываться на дату подачи заявки на приватизацию земельного участка и, соответственно, при расчетах должна применяться ставка земельного налога, действовавшая в 2002 (а не в 2003) году.