НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Комментарий к статье 28 ЗК РФ - 34. Утратили силу с 1 марта 2015 года. - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

1. Настоящей статьей определены те правовые титулы, на основании которых лица могут приобрести и использовать земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

До принятия данного ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности, приобретались гражданами и организациями на основании законодательства о земельной реформе, Земельного кодекса РСФСР 1991 г.

Полномочиями по предоставлению земельных участков из государственной или муниципальной собственности обладают органы государственной власти или местного самоуправления согласно ст. 29 ЗК РФ в пределах предоставленной им компетенцией в соответствии со ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ и иными нормативными актами.

Предоставление земельного участка рассматривается земельным законодательством как особый юридический факт, который выражается в действии органа государственной власти или органа местного самоуправления по принятию индивидуального акта, в котором выражается воля уполномоченного органа передать земельный участок конкретному лицу в пользование, владение или собственность. При этом предоставление рассматривается как действие по передаче земельного участка лицу, ранее не приобретавшему права на него. Так, переоформление на право собственности, или право аренды права постоянного (бессрочного) пользования, или право пожизненного наследуемого владения не должно сопровождаться предоставлением земельного участка.

Предоставление земельных участков осуществляется на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. При этом право постоянного бессрочного пользования, а также право безвозмездного срочного пользования возникают на основании данного акта как правоустанавливающего документа. Право собственности может возникнуть на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, если земельный участок предоставляется в собственность бесплатно, либо на основании акта уполномоченного органа и договора купли-продажи земельного участка. Право аренды земельного участка возникает на основании акта уполномоченного органа и договора аренды. Согласно действующему законодательству одним из распространенных и требуемых законом способов заключения договоров на приобретение земельных участков из публичной собственности являются торги (см. ст. ст. 30, 38 и др. ЗК РФ и комментарий к ним).

Статьей 3 Федерального закона о введении в действие ЗК РФ определяются особенности переоформления прав на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в порядке реализации ст. ст. 20 - 24 ЗК РФ, а также в особом порядке решаются иные проблемы распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности.

2 - 3. Платность предоставления земельных участков проистекает из общего принципа платности землепользования, определенного настоящим Кодексом. Согласно подп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Возможность бесплатного предоставления земельного участка должна быть специально закреплена законом (см., например, ст. ст. 30, 34 ЗК РФ).

4. Пунктом 4 настоящей статьи установлен исчерпывающий перечень оснований возможного отказа в предоставлении земельного участка гражданам или юридическим лицам. При этом в отличие от прежней редакции данного пункта его положения распространяются не только на случаи предоставления земельных участков для строительства, но и на любые цели использования земли. Обратим внимание на то, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (Постановление от 13 марта 2007 г. N 15355/06 по делу N А62-1807/2006) пояснил, что в силу ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законодательством разрешено такое предоставление. В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.

5. Установление платы за землю и порядок ее определения, в том числе и для иностранцев, основаны на нормах ст. 65 ЗК РФ.

Налоговый кодекс
Минфин РФ
ФНС РФ
Кодексы РФ
Популярные материалы