НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 58 ЖК РФ Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма

1. Согласие, о котором идет речь в ч. 1 комментируемой статьи, должно быть свободно выраженным. Понуждение лиц разного пола, кроме супругов, к поселению в одну комнату недопустимо.

2. В прежнем законодательстве максимальный размер предоставляемого жилого помещения определяется с помощью нормы жилой площади (12 кв. м на одного человека). Жилое помещение предоставлялось в пределах этой нормы (не более чем по 12 кв. м жилой площади на одного человека) (ст. ст. 38, 40 ЖК РСФСР).

В ЖК РФ принципиально иной подход. Нет нормы жилой площади. Правовое значение придается не жилой площади, но общей площади жилого помещения. По-иному определен и максимальный размер предоставляемого жилья: при наличии указанных в ч. 2 комментируемой статьи условий допускается превышение нормы предоставления, но не более чем в два раза. Если, например, предоставляется жилое помещение одинокому гражданину, а норма предоставления в данном муниципальном образовании составляет 18 кв. м общей площади, то такому гражданину может быть предоставлена однокомнатная квартира общей площадью не более 36 (18 x 2) кв. м.

Таким образом, в ЖК РФ предусмотрена возможность значительного превышения нормы предоставления, указана мера этой значительности (не более чем в два раза) и названы случаи, когда это допустимо. К сожалению, в Кодексе не нашлось места для определения общего правила о максимальном размере предоставляемого жилого помещения. Нам известно, каким должен быть его минимальный размер ("на одного человека не менее нормы предоставления" - ч. 5 ст. 57 ЖК). Но неизвестен максимум. По-видимому, учитывая положение ч. 2 комментируемой статьи, определяющее "верхнюю границу" для исключительных случаев, следует сделать вывод, что по общему правилу допускается только незначительное превышение нормы предоставления.

3. К сожалению, в ЖК РФ, в отличие от ранее действовавшего жилищного законодательства (см., например, ст. 41 ЖК РСФСР), не указывается на то, что жилые помещения должны предоставляться с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Как представляется, такого ряда обстоятельства по-прежнему должны учитываться при предоставлении жилья. На практике обычно так и делается. Да и как иначе? Можно ли, к примеру, поселить человека, у которого ампутированы ноги, на четвертый этаж дома без лифта? Конечно, нет. И на этот счет есть прямое указание в ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <1>: жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Но как быть в тех случаях, когда жилье предоставляется не инвалидам, а иным категориям граждан (учитывать ли состояние здоровья и другие заслуживающие внимания обстоятельства)? Как представляется, при предоставлении жилых помещений всегда должно учитываться состояние здоровья граждан, которым предоставляется жилье, и другие заслуживающие внимания обстоятельства.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.

В качестве формально-юридического обоснования правильности такой практики, в частности, можно указать следующее. В соответствии со ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается кроме прочего на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав. Может ли указанный в приведенном примере гражданин беспрепятственно реализовать свои жилищные права? Нет, конечно.

Думается, отсутствие в ЖК РФ норм, предписывающих учитывать при предоставлении жилья состояние здоровья граждан и другие заслуживающие внимания обстоятельства, можно квалифицировать как пробел в правовом регулировании жилищных отношений. Как известно, при наличии пробела используется аналогия закона или аналогия права (см. ст. 7 ЖК и комментарий к ней). Поскольку нет актов жилищного законодательства, регулирующих отношения, сходные с рассматриваемыми, то требуется аналогия права: права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости (ч. 2 ст. 7 ЖК). Необходимость учитывать состояние здоровья граждан и другие заслуживающие внимания обстоятельства при предоставлении им жилья следует из упоминавшихся основных начал жилищного законодательства (оно ориентировано на обеспечение конституционного права на жилище).

И еще, игнорирование состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств чаще всего негуманно, неразумно и несправедливо.