НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 40 ВК РФ Защита конкуренции в области использования водных объектов

Право каждого на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности предусматривается в части первой ст. 34 Конституции РФ. Согласно части второй той же статьи не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности предусматриваются в части первой ст. 8 Конституции РФ.

Эти конституционные положения, направленные на развитие рыночных отношений, и организационные, правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, развиваются в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ) и Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В части второй ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа, органа, уполномоченного в области экспортного контроля, его территориального органа, которое влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц или дисквалификацию должностных лиц.

Следствием недопущения, ограничения или устранения конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба, может стать привлечение к уголовной ответственности в соответствии со статьей 178 Уголовного кодекса РФ.

Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору над соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы и т.п. в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа.

Антимонопольный контроль может осуществляться и активизироваться некоммерческими общественными объединениями, в частности, имеющими экологические цели, коммерческими организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.