НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 27 ВК РФ Полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений

Органы местного самоуправления наделяются прежде всего полномочиями в отношении водных объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Компетенция и полномочия органов местного самоуправления устанавливаются в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <93> (с изм. от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ).

--------------------------------

<93> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; Российская газета. 2004. 30 дек.

Административной реформой, проводимой в стране, природоохранная и природоресурсная компетенция органов местного самоуправления как наиболее приближенных к населению подлежит расширению, а на муниципальные образования возлагаются значительные полномочия по осуществлению муниципального экологического, в том числе водного, контроля. Должностным лицам муниципального контроля передается ряд полномочий, которыми обладают должностные лица государственного экологического контроля.

Органам местного самоуправления могут также передаваться отдельные государственные полномочия в области использования и охраны водных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации и необходимые для реализации указанных полномочий материальные и финансовые средства. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Муниципальные образования и органы местного самоуправления являются субъектами, участниками водных отношений (см. ст. 7 настоящего Кодекса и комментарий к ней), вследствие чего наделяются законом прежде всего собственной компетенцией, которая не считается государственно-управленческой в полном смысле этого понятия (ст. 12 Конституции РФ).

Полтора десятка лет в ведении муниципальных образований находились вопросы местного значения, которыми они активно пользовались: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (на правах которой могут быть водные объекты); комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования (предполагающее сбалансированное развитие экономики и экологии, рациональное использование вод, приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения); регулирование планирования и застройки территории муниципального образования (включающих использование водных объектов для промышленности, сброса сточных и дренажных вод, обеспечения пожарной безопасности, рекреации); регулирование использования водных объектов местного значения (используемых для нужд проживающего в муниципальном образовании населения); участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования (осуществляемой специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды); обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании.

В Законе от 6 октября 2003 г. понятие вопросов местного значения, как и понятия и классификация городских и сельских поселений, подверглось изменениям. Кроме указанных переданных Законом от 6 октября 2003 г. полномочий органы местного самоуправления наделяются компетенцией в области водных отношений конституциями республик, уставами других субъектов Федерации. В субъектах Федерации принимаются законы о местном самоуправлении, о разграничении полномочий между органами государственной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления, о компетенции органов местного самоуправления, которыми передаются отдельные государственные полномочия в области использования и охраны водных объектов и необходимые для их реализации некоторые материальные и финансовые средства (см. также комментарий к ст. 6 ВК РФ и комментарий к ст. 17 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73 "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации").