В пункте 2 ст. 18 Земельного кодекса РФ предусматривалось, что в собственности субъектов Федерации могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки <168>. В соответствии с комментируемым Законом из этого перечня исключаются соответствующие земли водного фонда, что обусловлено содержанием статьи 8 "Право собственности на водные объекты" Водного кодекса РФ.
--------------------------------
<168> См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2001, 2004, 2007.
В пункте 3 ст. 23 Земельного кодекса предусматривается, что "могут устанавливаться публичные сервитуты для: прохода или проезда через земельный участок; проведения дренажных работ на земельном участке; забора воды и водопоя; использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке водном объекте, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке; свободного доступа к прибрежной полосе" и т.д.
Подпункт 8 п. 3 ст. 23 Земельного кодекса РФ в новой редакции выглядит так:
для "использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке водном объекте, сбора дикорастущих растений в установленные сроки в установленном порядке...".
Замена указанных терминов в настоящей и других статьях Земельного кодекса обусловлена исключением понятий "обособленный" и "замкнутый" водоемы из Водного кодекса РФ.
Пункт 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ устанавливает перечень находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, которые "ограничиваются в обороте". Таким образом, оборот земельных участков, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с нормами главы 17 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 27 Земельного кодекса РФ. Такие участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается в Земельном кодексе и других федеральных законах (п. 3 ст. 27 ЗК РФ). Одним из таких ограничений оборота становится запрещение приватизации земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с частью шестой ст. 6 ВК РФ.
В статье 40 Земельного кодекса РФ пункт первый начинается словами "Собственник земельного участка имеет право...".
Поэтому подпункт 1 п. 1 ст. 40 ЗК РФ в редакции комментируемого Закона выглядит так:
"1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации...".
Соответственно подпункт 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ в редакции комментируемого Закона предусматривает проведение в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, постройку прудов и иных водных объектов в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
По новой редакции пункта 2 ст. 77 Земельного кодекса РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами (в ред. комментируемого Закона), а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Пункт 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ в редакции комментируемого Закона предусматривает, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (ср. с вышеуказанным пунктом 4 ст. 14 комментируемого Закона).
В подпункте 1 п. 1 ст. 97 Земельного кодекса РФ предусматривались водоохранные зоны рек и водоемов. Это положение входило в противоречие с частью второй ст. 102 ЗК РФ, согласно которой земли водоохранных зон водных объектов признавались землями самостоятельной категории земель водного фонда <169>.
--------------------------------
<169> См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова, Е.Л. Мининой. М.: Юстицинформ, 2002.
Устранение этого параллелизма и дублирования исключает земли водоохранных зон из категорий земель особо охраняемых территорий и объектов и земель водного фонда. Порядок установления, режим использования и охраны водоохранных зон предусматривается в статье 65 Водного кодекса РФ (см. комментарий).