НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 285.2 УК РФ Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов

1. Согласно ст. 13 Бюджетного кодекса РФ государственные внебюджетные фонды предназначены для исполнения расходных обязательств РФ. Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ (ст. 147 Бюджетного кодекса РФ).

В состав государственных внебюджетных фондов согласно ст. 144 Бюджетного кодекса РФ входят: Пенсионный фонд РФ (см. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1 <1>); Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования (см. Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.98 N 857 <2>); Фонд социального страхования РФ (см. Постановление Правительства РФ от 12.02.94 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" <3>).

--------------------------------

<1> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 5.

<2> СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3902.

<3> САПП РФ. 1994. N 8. Ст. 599.

2. Основным объектом преступления при нецелевом расходовании средств государственных внебюджетных фондов являются интересы нормальной деятельности публичных управленческих аппаратов данных фондов. Однако, имея в виду цели деятельности государственных внебюджетных фондов и направления финансирования за счет принадлежащих им средств, правомерно считать, что нецелевое расходование этих средств нарушает и другие государственные и общественные интересы, а также интересы отдельных граждан.

3. Для наступления уголовной ответственности по ст. 285.2 не требуется установления наступления каких-либо определенных последствий. Преступным является сам факт расходования средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, и бюджетам этих фондов, в крупном (ч. 1) и особо крупном (ч. 2) размере.

Понятия крупного и особо крупного размера преступления раскрыты в примечании к ст. 285.1 УК.

Преступление может иметь продолжаемый характер.

4. Преступление совершается умышленно. Мотивы, которыми при совершении деяния руководствовалось должностное лицо, и преследуемые им цели могут быть различными и на квалификацию преступления не влияют.

5. Субъект преступления определен в законе как должностное лицо. Прежде всего это должностные лица государственных внебюджетных фондов, работающие как в центральном аппарате фонда, так и в его территориальных (отраслевых) отделениях (организациях, филиалах) и обладающие административно-хозяйственными полномочиями по распоряжению средствами фонда. Так, в п. 9 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации прямо установлено, что распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда. Вместе с тем согласно тому же Положению выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию в организациях осуществляются через бухгалтерию работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

6. Нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов необходимо отграничивать от случаев их хищения, совершенного должностными лицами фондов, имея при этом в виду признаки хищения чужого имущества (см. примечание 1 к ст. 158 УК).