НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 171.1 УК РФ Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации

1. Марки акцизного сбора были введены на территории Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 14.04.94 N 319 "О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора" в целях полноты сбора акцизов и предотвращения нелегального ввоза и реализации на территории РФ подакцизных товаров.

Позднее Федеральный закон от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" <1> установил, что алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке. Алкогольная продукция, производимая на территории РФ, за исключением продукции, поставляемой на экспорт, маркируется специальными марками, приобретаемыми организациями, осуществляющими производство такой продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством РФ. Алкогольная продукция, импортируемая на таможенную территорию РФ, маркируется акцизными марками, приобретаемыми в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции. За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.

Эти положения Федерального закона конкретизируются в Постановлениях Правительства РФ: от 04.09.99 N 1008 "Об акцизных марках"; от 21.12.2005 N 786 "Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции"; от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками"; от 31.12.2005 N 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками" и др.

Постановлением Правительства РФ от 18.06.1999 N 648 "О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации" в целях усиления контроля за своевременным и полным внесением в бюджет налогов и сборов, а также за легальностью производства табака и табачных изделий была введена обязательная маркировка табака и табачных изделий, производимых на территории РФ, специальной маркой, за исключением табака и табачных изделий, поставляемых на экспорт. Ответственными за маркировку являются организации-производители этих изделий.

2. В целях реализации действовавшего в тот период Закона РФ от 10.06.93 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг", охраны интересов и прав потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и привлечения дополнительных средств в доходную часть бюджета с 1 апреля 1999 г. на территории РФ при маркировании товаров и продукции, подлежащих обязательной сертификации, были введены знаки соответствия с учетной информацией к ним, защищенные от подделок (см. Постановление Правительства РФ от 17.05.97 N 601 "О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок"). Однако на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 22.11.2001 N 15-П <1> Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 N 82 были отменены Постановление Правительства РФ от 17.05.97 N 601 и все другие постановления Правительства по вопросам маркировки товаров и продукции знаками соответствия, защищенными от подделок.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 50. Ст. 4822.

3. Объективная сторона может быть выражена совершением одного из следующих действий: производство, приобретение, хранение, перевозка, сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке акцизными либо специальными марками.

Производство - это деятельность по изготовлению товаров и продукции, подлежащей в соответствии с нормативными актами обязательной маркировке специальными марками. Преступление в форме производства немаркированных товаров и продукции будет совершено, когда товары и продукция, подлежащие обязательной маркировке специальными марками, не прошли этой операции и подготовлены к выпуску из соответствующей организации.

Понятие приобретения охватывает многочисленные способы, посредством которых лицо становится обладателем немаркированных товаров и продукции (покупка, получение в обмен на другие товары и услуги, взаймы или в дар, в качестве уплаты долга и т.д.).

Хранение - содержание немаркированных товаров и продукции в различных местах (склады, базы, другие помещения и хранилища, транспортные средства и т.д.), позволяющее обеспечить их сбережение.

Перевозка товаров и продукции выражается в перемещении их с одного места в другое любым видом транспорта.

Сбыт охватывает любые способы возмездной или безвозмездной передачи, отчуждения, распространения немаркированных товаров и продукции (продажа, дарение, передача в обмен на другие товары или услуги, в счет уплаты долга, возмещения ущерба и т.д.).

Приобретение, перевозка, сбыт могут иметь форму продолжаемого, а хранение - длящегося преступления.

4. Обязательным условием уголовной ответственности по ч. 1 ст. 171.1 является совершение перечисленных выше действий в крупном размере. Понятие крупного размера раскрыто в примечании к ст. 169 УК и определяется стоимостью немаркированных товаров и продукции в сумме, превышающей 250000 руб.

5. Преступление совершается с прямым умыслом. При производстве, приобретении, хранении, перевозке немаркированных товаров и продукции обязательно наличие цели сбыта этой продукции.

6. Субъектом преступления могут быть руководители коммерческих организаций, индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся подобной деятельностью без регистрации и при отсутствии соответствующей лицензии. В последнем случае возможна квалификация действий виновного по совокупности ст. ст. 171 и 171.1 УК (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23).

7. О понятии организованной группы см. коммент. к ст. 35 УК.

8. Не образует совокупности преступлений последовательное совершение действий, предусмотренных ст. 171.1, с одной и той же партией немаркированных товаров и продукции (например, приобретение, хранение, перевозка с целью сбыта и последующий сбыт немаркированных товаров). Деяние в целом должно рассматриваться как единое преступление.

9. Понятие особо крупного размера совершения преступления раскрыто в примечании к ст. 169 УК и определяется стоимостью немаркированных товаров и продукции в сумме, превышающей 1 млн. руб.

10. Производство, хранение, перевозка в целях сбыта либо сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежавших обязательной маркировке акцизными марками или специальными марками и не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья, квалифицируется по совокупности ст. ст. 171.1 и 238 УК. Маркировка товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке, поддельными акцизными и специальными марками и последующее хранение, перевозка с целью сбыта либо сбыт этих товаров и продукции представляют собой совокупность преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 327 и ст. 171.1 УК.

Если субъект осуществляет производство, хранение в целях сбыта либо сбыт немаркированных товаров и продукции при отсутствии необходимой лицензии на эти виды деятельности, налицо совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 171.1 и 171 УК.