НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 24 УИК РФ Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания

1. Должностные лица, перечисленные в ч. 1 комментируемой статьи, являются представителями тех видов контроля, которые предусмотрены в ст. ст. 19 - 23 УИК РФ: органов государственной власти, судебного, ведомственного, прокурорского и общественного контроля. Исключение составляют только органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, которые ранее также были наделены правом контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания (см. комментарий к ст. ст. 19 - 23 УИК РФ).

Посещение этих учреждений и органов, правом на которое наделяются указанные субъекты, является одной из форм контроля. Во время посещений представители контролирующих органов ведут личный прием осужденных и лиц, содержащихся под стражей, представителей администрации, встречаются с авторами жалоб и заявлений, изучают условия содержания осужденных, а также производственные и бытовые условия администрации, проверяют законность принимаемых ею приказов и распоряжений и т.д. Во многих случаях личные посещения позволяют гораздо быстрее решить вопросы и жалобы осужденных либо убедиться в беспочвенности последних. Все вышесказанное и обусловливает помещение комментируемой статьи в главу, закрепляющую виды учреждений и органов, исполняющих наказания, и осуществление контроля за их деятельностью.

В то же время следует подчеркнуть, что посещения не обязательно носят контролирующий характер. Их целью может быть оказание помощи администрации в улучшении условий содержания осужденных, содействие в воспитательном процессе, подготовке осужденных к освобождению и их дальнейшем трудовом и бытовом устройстве и т.д. Глава администрации субъекта РФ, кроме того, может посетить учреждения и органы и учреждения, исполняющие наказания, при утверждении списка осужденных, направляемого Президенту РФ для решения вопроса о помиловании. Этим и можно объяснять включение в перечень лиц, обладающих правом беспрепятственного посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, президентов и глав правительств субъектов РФ и глав органов местного самоуправления. Тем не менее определенная рассогласованность между ст. ст. 19 и 24 УИК РФ существует. Для ее устранения, а также сохранения последовательности в принимаемых решениях законодателю следует изъять у руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления право без специального на то разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания.

2. Часть 2 комментируемой статьи утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

3. Лица, не указанные в ч. 1 комментируемой статьи, также могут посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, но уже только по специальному разрешению их администрации или вышестоящих органов. В ч. 3 данной статьи конкретно указаны только представители средств массовой информации. Все остальные объединены термином "иные лица". Открытость и гласность деятельности уголовно-исполнительной системы, как одна из основ ее реформирования, предполагают широкое освещение ее деятельности в печати, на радио и телевидении. "Иными лицами" могут быть, например, родственники осужденных, посещающие исправительные учреждения в специально организуемые администрацией "родительские дни", представители общественных объединений, не обладающих правом контроля, но оказывающих помощь и содействие администрации хозяйствующих субъектов, с которыми заключены договорные отношения в производственной сфере, и др.

4 - 5. Исправительные учреждения являются режимными объектами, что и вызывает необходимость ограничения не только свободного доступа в них, но и кино-, фото- и видеосъемки объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных. Поэтому такая съемка может осуществляться с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания.

Часть 4 комментируемой статьи конкретизирует конституционное право каждого на неприкосновенность частной жизни, сбор, хранение, использование и распространение информации о которой без согласия лица не допускаются (ст. ст. 23 и 24 Конституции РФ), а ст. 56 Конституции РФ устанавливает, что данное право ограничению не подлежит. Поэтому как кино-, фото- и видеосъемка осужденных, так и их интервьюирование допускаются не с разрешения администрации, а с письменного согласия самих осужденных. То есть данная норма направлена на обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных.