НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 23 УИК РФ Участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания

1. Статья 1 Конституции РФ провозглашает, что Россия - это демократическое федеративное правовое государство. Это означает, что осуществление государственной власти в таком государстве должно находиться под контролем гражданского общества. Гарантируя возможность осуществления контроля, Конституция РФ в ст. 30 закрепляет право каждого на объединения и основополагающие принципы деятельности общественных объединений. Свобода деятельности общественных объединений, ее обеспечение и ограничение осуществляются согласно принципам и нормам международного права. В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в ред. от 02.02.2006) <1> под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 1997. N 20. Ст. 2231; 1998. N 30. Ст. 3608; 2002. N 11. Ст. 1018; N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711; N 45. Ст. 4377; 2006. N 3. Ст. 282; N 6. Ст. 636.

Комментируемая статья предусматривает три основных вида участия общественных объединений: 1) содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания; 2) участие в исправлении осужденных; 3) контроль деятельности указанных учреждений.

Особенно деятельно участие общественных объединений осуществляется в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: свыше 350 различных общественных организаций, как российских, так и зарубежных, активно и конструктивно содействуют работе пенитенциарной системы России в решении поставленных перед нею задач. Формы такого участия самые разнообразные: оказание благотворительной финансовой помощи, направленной на улучшение условий отбывания наказания осужденными, соответствующих международным стандартам, их материального и бытового обеспечения; безвозмездная поставка медикаментов и медицинского оборудования, книг, видеофильмов, главным образом учебного и просветительского характера; непосредственное участие в восстановлении нравственного и духовного здоровья лиц, отбывающих лишение свободы или содержащихся под стражей, и др. Все это свидетельствует о реальном воплощении принципа демократизма, закрепленного в ст. 8 УИК РФ, в правоприменительную деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания.

2. В ч. 2 комментируемой статьи установлена бланкетная норма, на основании которой правовое регулирование участия общественных объединений должно осуществляться в соответствии с законодательством РФ. На сегодняшний день продолжает формироваться необходимая база нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность общественных объединений, которую помимо ранее названных составляют:

- Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" (в ред. от 30.06.2007) <1>, устанавливающий в ст. 2 среди целей Общественной палаты осуществление общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Деятельность Общественной палаты направлена на обеспечение взаимодействия граждан с органами государственной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления для учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод. На основании ст. 20 названного Закона при федеральных органах исполнительной власти должны быть созданы общественные советы, порядок образования которых в зависимости от подчиненности определяется Президентом РФ или Правительством РФ;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 15. Ст. 1277; 2006. N 1. Ст. 6; 2007. N 27. Ст. 3216.

- Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в ред. от 24.07.2007) <1>, согласно ст. 4 которого в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. Указанные органы и учреждения проводят индивидуальную и профилактическую работу, в том числе и в отношении несовершеннолетних, осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы. В п. 3 ст. 5 указанного Закона установлено, что такая работа может проводиться и с другими категориями несовершеннолетних для оказания им социальной помощи или реабилитации;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 3. Ст. 216; 2003. N 28. Ст. 2880; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2004. N 49. Ст. 4849; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25; 2005. N 17. Ст. 1485; 2006. N 2. Ст. 174; 2007. N 27. Ст. 3215; N 30. Ст. 3808; N 31. Ст. 4011.

- Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967 "Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних" (в ред. от 25.02.1993) <1>. Согласно ст. 1 названного Положения одной из главных задач комиссий является осуществление контроля за условиями содержания и воспитательной работы с отбывающими уголовные наказания несовершеннолетними осужденными. Данное Положение продолжает действовать на всей территории Российской Федерации, хотя многими ее субъектами разработаны и приняты собственные нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу деятельности. Например, в ст. 7 Закона города Москвы от 13.04.2005 N 12 "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" <2> комиссии наделены правом ходатайствовать перед должностными лицами воспитательной колонии об изменении условий отбывания наказания несовершеннолетним и применении к нему мер поощрения;

--------------------------------

<1> Ведомости РСФСР. 1967. N 23. Ст. 536; Ведомости РФ. 1993. N 12. Ст. 429.

<2> Ведомости Московской городской Думы. 2005. N 5. Ст. 67.

- Положение об Общественном совете при Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Приказом Минюста России от 29.01.2007 N 14 <1>. Общественный совет в соответствии с названным Положением призван обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений и Минюста России для решения наиболее важных вопросов в сфере выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в рамках деятельности министерства.

--------------------------------

<1> Бюллетень Минюста России. 2007. N 3.

Общественный совет вправе выдвигать и поддерживать гражданские инициативы, направленные на реализацию функций Минюста России. Совет вправе вырабатывать рекомендации Минюсту России, в том числе при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в России.

По согласованию с министром юстиции РФ члены Совета вправе принимать участие в заседаниях коллегий министерства и иных мероприятиях, проводимых в соответствии с Планом основных организационных мероприятий Минюста России.

Как видим, специальных задач, непосредственно направленных на оказание помощи учреждениям и органам, исполняющим наказания, Совет не ставит. Однако Общественный совет вправе содействовать учреждениям и органам, исполняющим наказания, в дальнейшей гуманизации условий отбывания наказания, получении образования и воспитании осужденных, их материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении, обеспечении взаимодействия с государственными органами власти по отстаиванию гражданских прав и законных интересов осужденных и сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России.

Созданы и оказывают помощь и содействие органам и учреждениям, исполняющим наказания, общероссийская общественная организация "Попечительский совет уголовно-исполнительной системы", Общественный совет Федеральной службы исполнения наказаний, Российский детский фонд, Межрегиональный благотворительный фонд помощи заключенным, независимый благотворительный фонд поддержки осужденных "Фатум" и др.

Однако до настоящего времени не принят Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности", хотя законопроект подготовлен еще в 2000 г. и прошел первое чтение в Государственной Думе в 2003 г. Названный Закон призван конкретизировать деятельность общественных объединений применительно к учреждениям и органам, исполняющим наказания, закрепив ее на уровне федерального закона.