НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 145 УИК РФ Перемещение осужденного военнослужащего по службе

1. По вопросу запрета на повышение в должности военнослужащего, осужденного к ограничению по военной службе, см. комментарий к ст. 143 УИК РФ.

2. В ч. 2 комментируемой статьи карательная суть наказания в виде ограничения по военной службе усилена за счет предоставления командиру воинской части права перемещать осужденного на другую должность в пределах воинской части, а при необходимости переводить военнослужащего в другую часть или иную местность. Включение в УИК РФ и в подп. "к" п. 1 ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы данного правоограничения вряд ли можно признать правомерным по следующим причинам.

Во-первых, это последствие не закреплено в уголовном законе.

Во-вторых, подобное правоограничение составляет содержание другого самостоятельного вида наказания - лишения права занимать определенные должности, которое по смыслу ч. 3 ст. 47 УК РФ может назначаться в качестве дополнительного вида наказания, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности.

В-третьих, командир воинской части, который повторно оценивает "характер совершенного преступления и иные обстоятельства" и в соответствии со своей оценкой содеянного лишает военнослужащего права занимать командные должности, по сути, назначает ему дополнительное наказание, подменяя тем самым суд. Причем лишение права занимать определенные должности как вид уголовного наказания назначается на определенный срок (от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания), а срок перевода на должности, не связанные с руководством подчиненными, в порядке ч. 2 комментируемой статьи законодательно не определен, что делает данную меру даже более строгой, чем уголовное наказание.

В-четвертых, редакция ч. 2 данной статьи исключает возможность перемещения военнослужащего не только на равную, но и на низшую должность, так как низшая должность также является "другой" по отношению к занимаемой военнослужащим должности, что существенным образом может повлиять на правовой статус осужденного военнослужащего.

В-пятых, в соответствии с п. 28 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе. При этом, несмотря на то что лишение свободы является гораздо более строгим наказанием, чем ограничение по военной службе, действующее законодательство не предусматривает возможности перевода условно осужденных военнослужащих на другую должность в связи с их осуждением. Налицо отсутствие единого подхода к регулированию уголовно-исполнительных и военно-служебных отношений.

В-шестых, согласно п. 6 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы назначение военнослужащих на воинские должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности и с учетом имеющегося опыта служебной деятельности. При перемещении военнослужащего, занимавшего должность, связанную с руководством подчиненными, могут возникнуть сложности с поиском должности, которая бы соответствовала вышеуказанным требованиям.

В-седьмых, есть вопросы по кругу осужденных военнослужащих, которые могут быть перемещены на другую должность. Указанная норма называет должностное лицо, которое принимает решение о перемещении военнослужащего на другую должность, - командир воинской части. Причем во взаимосвязи с п. 12 ст. 16 УИК РФ речь идет о командирах воинских частей, в которых проходят службу осужденные военнослужащие. Приказ Минобороны России от 11.12.2004 N 410 "О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий" определяет, что командиры воинских частей вправе назначать на воинские должности военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания до старшего лейтенанта включительно. Другие категории военнослужащих назначаются на воинские должности приказами иных соответствующих командиров (начальников), например, министра обороны РФ, командующих войсками военных округов. Из буквального толкования вышеуказанных норм получается, что перемещение на другую должность возможно только к осужденным военнослужащим, правом назначения на должность которых обладают только командиры воинских частей. Однако подобная ситуация противоречит закрепленному в ст. 4 УК РФ принципу равенства граждан перед законом, в соответствии с которым лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от должностного положения.