НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 130 УИК РФ Тюрьмы

1. В системе исправительных учреждений РФ тюрьмы играют хотя и важную, но все же вспомогательную роль, о чем свидетельствует постоянное и целенаправленное сокращение их числа на протяжении последних 90 лет. Подобное положение объясняется тем, что в соответствии с действующим законодательством у тюрем нет собственной, принадлежащей только им классификационной категории осужденных, которая бы обусловила обязательность существования этих учреждений. Все содержащиеся в тюрьмах осужденные могут отбывать наказание в исправительных колониях без внесения каких-либо изменений в законодательство. В настоящее время в уголовно-исполнительной системе насчитывается восемь тюрем, в которых содержится менее 1% общего количества осужденных к лишению свободы, и каждая из них помимо исполнения наказания одновременно выполняет функции следственного изолятора. Поэтому если по общему правилу (ст. 73 УИК РФ) осужденные отбывают наказание в пределах субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены, а при отсутствии исправительного учреждения соответствующего вида направляются в ближайшее, то осужденные к отбыванию части срока наказания в тюрьме направляются по месту нахождения данного учреждения вне зависимости от того, где оно расположено.

На основании ч. 2 ст. 58 УК РФ и ч. 7 ст. 74 УИК в тюрьмах содержатся четыре категории осужденных мужчин: 1) совершивших особо тяжкие преступления, если срок наказания установлен свыше пяти лет; 2) совершивших преступления при особо опасном рецидиве; 3) переведенных из исправительных колоний злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания; 4) оставленных в тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Причем первые две категории осужденных отбывают в тюрьме только часть общего срока лишения свободы, продолжительность которого определяется судом при вынесении приговора, а затем переводятся в исправительную колонию строгого или особого режима в соответствии с приговором суда.

Важным вопросом является определение начала срока пребывания осужденного в тюрьме и возможность включения в него времени пребывания осужденного под стражей. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27.02.2003 N 1-П <1> хотя и признал соответствующей Конституции ч. 1 ст. 130 УИК РФ, но высказался за включение времени содержания под стражей в срок тюремного заключения, сославшись, однако, на утратившее к тому времени силу Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.04.2000 N 14. В действующем в настоящее время Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 N 14 разъяснено, что срок, назначенный по приговору суда для отбывания в тюрьме, исчисляется со дня прибытия осужденного в тюрьму (п. 16). То есть время предварительного содержания под стражей включается в общий срок отбывания лишения свободы, но не входит в ту часть срока, которую осужденный должен отбыть в тюрьме, как это и предусмотрено ч. 1 ст. 130 УИК РФ. В срок пребывания осужденных на строгом режиме включается время содержания осужденных под стражей, если к осужденному не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер.

--------------------------------

<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 27.02.2003 N 1-П "По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 130 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Л. Верещака, В.М. Гладкова, И.В. Голышева и К.П. Данилова" // СЗ РФ. 2003. N 10. Ст. 953.

В ч. 1 комментируемой статьи установлено, что в тюрьмах содержатся осужденные, переведенные из исправительных колоний за нарушение установленного порядка отбывания наказания, тогда как согласно ч. 7 ст. 74 и ст. 78 УИК РФ в тюрьмы могут быть переведены только осужденные, признанные злостными нарушителями. Статью 130 необходимо привести в соответствие со ст. ст. 74 и 78 УИК РФ, поскольку за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным могут применяться только дисциплинарные взыскания (ст. 115 УИК РФ), но не меры, относящиеся к институту изменения вида исправительного учреждения (ст. 78 УИК РФ).

2 - 4. В отличие от исправительных колоний, в тюрьмах устанавливаются не три, а два вида условий отбывания наказания, хотя законодатель называет их не условиями, а режимами - общим и строгим. На строгом режиме содержатся все осужденные, поступившие в тюрьму, а также переведенные из общего режима. Руководствуясь принципом гуманизма, законодатель сделал исключение для инвалидов первой и второй группы, предусмотрев для них только общий режим содержания.

5. Хотя условием перевода осужденных на общий режим закон называет только формальный признак - пребывание на строгом режиме не менее одного года, окончательное решение принимает специально создаваемая комиссия, которая может учитывать поведение осужденного во время отбывания наказания (см. комментарий к ст. 87 УИК РФ). То есть при негативном поведении осужденный может находиться на строгом режиме весь срок своего пребывания в тюрьме.

6. Осужденные, отбывающие наказание на общем режиме и признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, должны переводиться на строгий режим. Это требование закреплено в законе как императив и не предоставляет администрации возможности усмотрения. Для повторного же перевода на общий режим вновь требуется наличие формального признака и мнение комиссии о целесообразности такого перевода.