НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 103 УИК РФ Привлечение к труду осужденных к лишению свободы

1. Общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Комментируемая статья устанавливает обязательность труда осужденных к лишению свободы, что соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права (п. 2 ст. 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными от 30 августа 1955 г.; п. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.).

Места и виды работ, на которых осужденные к лишению свободы обязаны трудиться, определяются администрацией исправительных учреждений. При этом имеющаяся специальность и желание осужденного заниматься тем или иным видом трудовой деятельности учитываются при наличии соответствующих производственных возможностей.

В связи с тем что подавляющее большинство предприятий учреждений, исполняющих наказания, оказалось не в состоянии функционировать в условиях рыночной экономики и выполнять задачу привлечения осужденных к общественно полезному труду, возникла острая необходимость в изменении их организационно-правовой формы в целях сохранения производственного и кадрового потенциала. В настоящее время ФСИН России осуществляется реформирование системы трудовой занятости и профессионального обучения осужденных, направленное прежде всего на решение вопросов их социально-трудовой адаптации и подготовки к жизни в обществе.

Концепция реформирования государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, разработанная в рамках реализации Федеральной целевой программы "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002 - 2006 годы", одобрена Экспертным советом при Правительстве РФ (заключение N 9 от 15 июля 2003 г.). Положения Концепции нашли свое отражение в бюджетном законодательстве РФ.

Федеральным законом от 06.06.2007 N 91-ФЗ "О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" <1> ч. 1 комментируемой статьи изложена в новой редакции, в соответствии с которой осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции, а также по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений и следственных изоляторов.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2834.

При этом исключено положение, в соответствии с которым осужденные были вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Обязанность администрации исправительных учреждений привлекать осужденных к общественно полезному труду в новой редакции ч. 1 сохранена с оговоркой о том, что она реализуется при условии наличия рабочих мест.

Производственная деятельность исправительных учреждений (центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских), федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, а также особенности привлечения осужденных к труду на объектах организаций, не входящих в уголовно-исполнительную систему, выполнения работ по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений и следственных изоляторов регламентируются Законом об органах, исполняющих уголовные наказания.

В соответствии с названным Законом центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства РФ в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков.

Центры трудовой адаптации осужденных создаются в исправительных колониях. Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) мастерские и лечебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые соответственно в воспитательных колониях и лечебных исправительных учреждениях.

Примерное положение о центре трудовой адаптации осужденных, учебно-производственной (трудовой) мастерской и лечебно-производственной (трудовой) мастерской утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять нормативное правовое регулирование в сфере исполнения наказаний (Минюстом России).

Деятельность центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждений, исполняющих наказания, осуществляемую на свой риск и под установленную Законом ответственность в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду. Номенклатура основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных, определяется Правительством РФ.

Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

Перечни должностей в штатах центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания, замещаемых лицами, имеющими специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, утверждаются руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы в пределах лимитов численности этой категории сотрудников уголовно-исполнительной системы, установленных Правительством РФ.

2. Осужденные привлекаются к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья. Так, обязанность трудиться не распространяется на осужденных, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение по старости, - мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, а также осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, которым предоставлено право трудиться по их желанию.

Порядок и условия привлечения к труду данных категорий осужденных, а также ограничения в отношении применения труда несовершеннолетних осужденных устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о труде и нормами о социальной защите инвалидов, содержащимися в законодательных актах РФ. Трудоспособность осужденных определяется медицинской комиссией исправительного учреждения.

3. Привлечение осужденных к труду в различных видах исправительных учреждений имеет свои особенности. В частности, осужденные, отбывающие лишение свободы в тюрьмах, не могут привлекаться к труду на предприятиях, расположенных вне территории исправительного учреждения, их труд организуется только на территории тюрьмы.

4. Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений установлен Перечень работ и должностей, на которых запрещается применение труда осужденных. Они не могут использоваться на всех работах и должностях в управлениях, отделах (службах) территориальных органов уголовно-исполнительной системы; в административных зданиях, в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений, находится (хранится) оружие, служебная документация, специальные технические средства. Не допускается труд осужденных: по обслуживанию и ремонту технических средств охраны, а также размещенных во внутренней запретной зоне инженерных средств охраны; с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой; связанный с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ; с подчинением им вольнонаемных работников; в качестве водителей оперативных машин; в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков.

5. Требование, в соответствии с которым производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных, вытекает из общепризнанного принципа международного права, запрещающего подчинять интересы исправления осужденных цели получения прибыли от их труда. Данное положение закреплено также в Законе об органах, исполняющих уголовные наказания.

6. В соответствии с ч. 2 ст. 10 УИК РФ устанавливается ограничение прав осужденных, запрещающее прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Осужденные могут обращаться по трудовым вопросам к администрации исправительного учреждения в устной и письменной формах в нерабочее время, а также обжаловать действия администрации в установленном законом порядке (ч. 4 ст. 12 УИК РФ). При этом предложения, заявления и жалобы осужденных по поводу решений и действий администрации не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия (ч. 5 ст. 15 УИК РФ).

Учитывая, что отказ от работы или ее прекращение оказывают дезорганизующее влияние на осужденных и в условиях лишения свободы способны привести к значительным негативным последствиям, законодатель квалифицировал их как злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания (ч. 1 ст. 116 УИК РФ), что влечет применение мер взыскания и материальную ответственность за причиненный ущерб в размерах, предусмотренных законодательством РФ о труде (ч. 1 ст. 102 УИК РФ).