НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 342 НК РФ Налоговая ставка

Минфин России в письме от 19.02.2007 N 03-06-06-01/7 разъяснил, что положениями статьи 342 НК РФ не установлено, при каком методе учета количества добытого полезного ископаемого возможно применение подпункта 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ. Следовательно, применение нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых в части нормативных потерь правомерно при использовании налогоплательщиком как прямого, так и косвенного метода учета количества добытого полезного ископаемого.

Вновь утверждаемые нормативы потерь на очередной календарный год действуют с момента их утверждения и распространяются на срок, на который утверждены указанные нормативы. При отсутствии утвержденных нормативов потерь на очередной календарный год налогоплательщик вправе до их утверждения при исчислении НДПИ в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ применять нормативы потерь, последние из утвержденных в установленном порядке (см., например, письмо Минфина России от 07.07.2009 N 03-06-06-01/15).

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.

В письме МНС России от 06.08.2004 N 21-2-05/88@ указано, что в соответствии со статьей 342 НК РФ право на уплату налога с коэффициентом 0,7 имеют только те налогоплательщики, у которых одновременно соблюдаются два условия:

1) поиск и разведка разрабатываемых месторождений полезных ископаемых осуществлены за счет собственных средств налогоплательщика или налогоплательщик полностью возместил соответствующие расходы государства;

2) по состоянию на 1 июля 2001 г. налогоплательщик уже имел освобождение от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке указанных в пункте 1 данного письма месторождений полезных ископаемых.

Уплата налога с коэффициентом 0,7 осуществляется только в отношении полезных ископаемых, добытых на месторождениях, в отношении которых одновременно соблюдаются указанные выше условия. При этом второе условие применения коэффициента означает необходимость наличия в лицензии на право пользования недрами положения об освобождении от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, внесенного в лицензию до 01.07.2001 (включительно).

Право на применение коэффициента 0,7 при расчете НДПИ имеют налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых либо полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых, при условии если по состоянию на 01.07.2001 они были освобождены в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений.

Остальные налогоплательщики и (или) в отношении иных месторождений полезных ископаемых налог уплачивают в общеустановленном порядке, в том числе при соблюдении только одного из перечисленных выше условий (см., например, письмо Минфина России от 23.04.2008 N 03-06-06-01/12).

Минфин России в письме от 10.04.2006 N 03-07-01-04/06 разъяснил, что нормы о нулевой ставке налога на добычу полезных ископаемых, предусмотренные подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ, могут быть применены добывающей организацией в случае разработки некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, а также запасов, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения.

Кроме того, нулевая налоговая ставка применяется налогоплательщиком при разработке полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в соответствии с Постановлением N 899.

ФНС России ежемесячно выпускает информационные письма, в которых указываются данные для расчета налога на добычу полезных ископаемых по добываемой нефти, в том числе: средний за истекший месяц уровень цен нефти сорта "Юралс" в долларах США за баррель; среднее значение курса доллара США; значение коэффициента Кц и налоговая ставка с учетом этого коэффициента.

Порядок расчета коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр, установлен пунктом 4 статьи 342 НК РФ.

Условие обязательного применения прямого метода учета добытой нефти для определения степени выработанности конкретного участка недр с 01.01.2009 отменено.

Иного порядка расчета коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.

Исходя из изложенного при определении величины начальных извлекаемых запасов нефти используются данные государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 г. (см., например, письмо Минфина России от 24.11.2009 N 03-06-06-01/23).

Также с 01.01.2009 признана утратившей силу норма о применении максимального из значений коэффициента Кв для суммарного количества нефти, поступающей на единый технологический объект для подготовки ее до соответствия требованиям, установленным пунктом 1 статьи 337 НК РФ.

Постановлением Госкомстата России от 18.06.1999 N 44 утверждена форма N 6-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов нефти, газа, конденсата, этана, пропана, бутанов, серы, гелия, азота, углекислого газа", в которой находят отражение многие значимые факторы, в том числе наименование и тип месторождения; тип залежи; параметры пласта, качественные характеристики нефти; категории запасов; балансовые запасы, изменение запасов и т.д.

Теоретически данные госбаланса полезных ископаемых и формы N 6-гр должны быть идентичны, однако, как указал Минфин России от 20.12.2006 N 03-07-01-04/34, в случае их расхождения следует руководствоваться данными утвержденного госбаланса полезных ископаемых.