НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 267 НК РФ Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

Как следует из пункта 1 статьи 267 НК РФ, резерв на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию вправе создавать лишь налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ).

В письме от 03.09.2009 N 03-03-06/1/569 Минфин России разъяснил, что передача участнику долевого строительства объекта долевого строительства не является реализацией товара (работ), и, следовательно, заказчик-застройщик не вправе создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.

Указанный в статье 267 НК РФ резерв формируется только по таким товарам (работам), в отношении которых в договоре с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока (пункт 2 статьи 267 НК РФ).

При этом для всех видов товаров (работ), по которым организация имеет гарантийные обязательства, надо накапливать один общий резерв. Следовательно, формировать несколько резервов в зависимости от вида реализуемых товаров (работ) налогоплательщик не вправе (см., например, письма Минфина России от 15.10.2008 N 03-03-06/1/587, от 19.11.2004 N 03-03-01-04/1/119, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.11.2005 N А43-3494/2005-36-145).

Минфин России в письме от 26.11.2008 N 03-03-06/1/653 отметил, что создание резерва на предстоящие расходы, связанные с исполнением гарантийных обязательств, является правом (а не обязанностью) налогоплательщика, осуществляющего реализацию товаров (работ).

В случае если организация приняла решение о формировании такого резерва и зафиксировала в учетной политике для целей налогообложения на предстоящий налоговый период предельный размер отчислений в этот резерв, то на дату реализации товаров (работ) она может производить отчисления в резерв, которые для целей налогообложения прибыли принимаются в качестве расходов.

А в письме от 19.11.2004 N 03-03-01-04/1/119 Минфин России указывает, что для целей налогообложения налогом на прибыль определен порядок формирования и использования резерва на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, в соответствии с которым налогоплательщик создает общий резервный фонд по всем товарам, по которым предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока. При этом формирование для целей налогообложения резерва по каждому виду изделий НК РФ не предусмотрено.

Налоговые органы указывают, что резерв создают организации, которые при реализации товаров берут на себя обязательства по бесплатному их ремонту и обслуживанию в течение гарантийного срока (см., например, письмо Управления ФНС России по г. Москве от 21.03.2005 N 20-12/17825).

Минфин России в письме от 23.05.2005 N 03-03-01-04/1/280 указал, что организация вправе формировать резерв на предстоящие расходы по гарантийному обслуживанию и ремонту в случае, если факт расходования указанного резерва может наступить в последующих годах, предусмотрев это в своей учетной политике.

При этом организация самостоятельно принимает решение о создании такого резерва. Данное решение должно быть закреплено в учетной политике. Однако право на формирование резерва имеют только те налогоплательщики, которые ведут учет доходов и расходов методом начисления.

Расходами признаются суммы отчислений в резерв на дату реализации товаров. То есть расходы в виде отчислений в резерв могут возникнуть только в том периоде, в котором производилась реализация товаров с условием гарантийного ремонта и обслуживания.