НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 76 ЛК РФ Плата по договору купли-продажи лесных насаждений

Комментируемая статья устанавливает порядок определения платы по договору купли-продажи лесных насаждений. Указанная плата рассчитывается исходя из минимального размера. Если речь идет о заключаемом договоре купли-продажи лесных насаждений не для собственных нужд, минимальный размер платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины. В этом случае ставки платы за единицу объема берутся исходя из установленных ставок платы Правительством РФ, или органами государственной власти субъектов РФ, или органами местного самоуправления в зависимости от того, на землях чьей собственности происходит заготовка древесины. По поводу отнесения лесных участков к указанным видам собственности есть определенные трудности (см. комментарий к ст. 84 настоящего Кодекса).

Если же речь идет о купле-продаже лесных насаждений для собственных нужд, ставки устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Природа данного платежа, можно сказать, имела определенные прообразы в старом лесном законодательстве. "В литературе как отечественной, так и зарубежной применительно к древесному ресурсу встречаются различные термины, включая "цена древесины на корню", "попенная плата" ("Stumpage price"), "лесные таксы". В Лесной кодекс РФ (1997 г.) вошел архаичный термин "лесная подать"...

Конечно, калейдоскоп названных выше терминов может ввести в заблуждение не посвященного в "игру" терминов. В действительности же, важен смысл, который вкладывается в понятие платежей за ресурсы леса, в том числе за древесину на корню, независимо от их названия. Между тем намеренное искажение его определенными субъектами лесных отношений в своих экономических интересах на практике имеет негативные последствия для национальной экономики и, как следствие, для экономики лесного хозяйства" <1>.

--------------------------------

<1> Моисеев Н.А. Экономика лесного хозяйства: Учеб. пособие. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. С. 348.

Автор вышеуказанного труда подчеркивает, что цена должна определяться с учетом спроса и предложения, качества ресурса, его местоположения относительно рынков сбыта, только так можно обеспечить рыночную цену на древесину на корню, а не затратным методом на нужды лесного хозяйства и не налоговым статусом платы за древесину на корню.

На наш взгляд, нет прозрачности в принятом Лесном кодексе РФ ни при определении ставок платы за единицу объема древесины для расчета платы по договору купли-продажи лесных насаждений, ни при определении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка для определения расчета арендной платы. ЛК РФ не устанавливает принципы построения критериев для расчета указанных ставок, размеры которых должны быть отражены в подзаконных актах. Тем самым все-таки просматривается административный способ определения платы по договору купли-продажи лесных насаждений и арендной платы. Ведь даже условий, для каких случаев возможно применять только минимальные платежи, ЛК РФ не прописывает, а это значит, что по крайней мере для случаев, предусмотренных п. 3 ст. 74 ЛК РФ (предоставление аренды без аукционов), о рыночной цене говорить будет нельзя. В Лесном кодексе также отсутствует порядок определения платежей за пользование лесными участками при предоставлении их на праве постоянного (бессрочного) пользования и сервитута.