НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 58 КВВТ РФ Утратила силу. - Федеральный закон от 05.04.2011 N 47-ФЗ.

В соответствии с Указами Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 220, 221 <185> и Постановлением Правительства РФ "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" от 7 марта 1995 г. N 239 <186> услуги речных портов отнесены к сфере естественных монополий и на федеральные органы исполнительной власти возложено регулирование сборов за погрузочно-разгрузочные работы и портовых сборов.

--------------------------------

<185> Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 220 "О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 10. Ст. 858; Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 10. Ст. 859.

<186> Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 11. Ст. 997.

В соответствии с Приказом ФСТ России от 17 марта 2006 г. N 71 "Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов по установлению сборов с судов на внутреннем водном транспорте, тарифов или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в сфере услуг речных портов" решение об определении (установлении) сборов с судов на внутреннем водном транспорте, тарифов или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в сфере услуг речных портов принимается с учетом анализа основных ценообразующих факторов, в том числе:

а) объемов работ и их особенностей;

б) расходов субъектов естественной монополии в сфере услуг речных портов, в том числе расходов на выплату заработной платы, оплату сырья и материалов, накладных расходов;

в) амортизационных отчислений;

г) конъюнктуры товарных рынков и рынка транспортных услуг;

д) потребности в средствах на обслуживание привлеченного капитала, развитие производства и финансирование за счет прибыли других обоснованных мероприятий;

е) объемов государственной поддержки, а также налогов и других платежей.

С целью создания условий для увеличения в российских портах дополнительных грузопотоков планируется упростить систему взимаемых в них сборов.

Комментируя данную статью, нельзя не отметить, что ее редакция не позволяет четко определить правовую природу портовых сборов. УВВТ СССР <187> определял порядок установления тарифов и сборов (раздел VII). В настоящее время комментируемая статья не уточняет, куда поступают портовые сборы и каким образом расходуются.

--------------------------------

<187> Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР (утв. Постановлением СМ СССР от 15 октября 1955 г. N 1801) // Свод законов СССР. Том 8. Стр. 199; СП СССР. 1969. N 18. Ст. 105; 1974. N 17. Ст. 99; 1977. N 7. Ст. 40; 1979. N 13. Ст. 86 (прекратил действие).

Учитывая отсутствие четкого нормативного регулирования портовых сборов, участники портовой деятельности в своей работе руководствуются материалами сложившейся судебной практики, которая предполагает, что портовые сборы являются платой за оказание возмездных услуг.

Так, между бассейновым управлением и ЗАО был подписан договор, предметом которого являлось оказание "Управлением" (истцом) "Агенту" (ответчику) услуг по навигационному обслуживанию судов "Агента" при осуществлении им перевозочных или иных видов деятельности в пределах водных путей, обслуживаемых "Управлением", обеспечивает лоцманскую проводку судов, а "Агент" оплачивает эти услуги.

Предметом иска является задолженность по вышеназванному договору в части платы за прохождение украинским пассажирским теплоходом по внутренним водным путям РФ на участке истца.

По договору оплата услуг, оказываемых "Управлением", производится на основании ставок сборов, утвержденных Федеральной службой по тарифам РФ. Ставки сборов могут быть изменены в период действия договора на основании утвержденных ставок. При этом в сумму платы по договору входит и сумма платы за пропуск судов иностранного судовладельца по внутренним водным путям РФ, установленная договором.

Договор в этой части не изменялся и не признан недействительным. При его заключении разногласий заявлено не было, в связи с чем ответчик должен исполнять условия договора, что следует из ст. ст. 309, 310 ГК РФ.

Факт прохождения иностранного судна по ВВП в рамках заключенного между сторонами договора подтвержден материалами дела и не отрицался ответчиком. Расчет платы произведен в соответствии с условиями договора и Приказом ФСТ от 25 апреля 2006 года N 85-т/4.

Учитывая, что ответчик является стороной по договору, он обязан исполнять обязательства, которые им были приняты.

Суд решил взыскать с ЗАО в пользу бассейнового управления задолженность и расходы по уплате государственной пошлины <188>.

--------------------------------

<188> Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 февраля 2007 г. N А12-18942/06-С43.

На наш взгляд, очевидна необходимость законодательного закрепления системы портовых сборов, порядка их оплаты, санкций за несоблюдение, а также лиц, уполномоченных на сборы.