1. В целях обеспечения безопасного судоходства на внутренних водных путях, а равно предотвращения транспортных происшествий, следуя положениям данной статьи, создаются и функционируют государственные лоцманские службы и негосударственные организации по лоцманской проводке судов. Данные организации действуют на основании Приказа Министерства транспорта РФ от 03.02.1995 N 11, утвердившего Положение "О лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям РФ" (п. п. 1.1, 1.2, 1.3 разд. 1) <155>.
--------------------------------
<155> См.: Приказ Министерства транспорта РФ от 03.02.1995 N 11 "О введении в действие Положения "О лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям РФ" // Российские вести. 1995. N 90.
Все негосударственные лоцманские организации имеют лицензии, выданные в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта - Министерством транспорта Российской Федерации.
Негосударственные организации по лоцманской проводке действуют на основании нормативных актов РФ и в случае возникновения споров могут заявить посредством обращения в суд о нарушенных правах и законных интересах (см. решения Верховного Суда РФ от 17.09.2001 N ГКПИ01-1438, от 01.08.2001 N ГКПИ2001-941 по делу МОО "Ассоциация морских лоцманов России" о признании незаконным Приказа Морфлота СССР от 26.04.1973 N 74 и решение по делу МОО "Ассоциация морских лоцманов России" к автономной некоммерческой организации "Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга").
2. Лоцманское удостоверение является официальным документом установленного образца, выдается на право работы в определенных районах проводки судов (приложение N 1 к Приказу Министерства транспорта РФ от 03.02.1995 N 11) <156>.
--------------------------------
<156> См.: Приказ Министерства транспорта РФ от 03.02.1995 N 11 "О введении в действие Положения "О лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям РФ" // Российские вести. 1995. N 90.
Услуги государственных лоцманских служб и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов оказываются на платной основе. В случае возникновения экономических споров по неуплате оказанных услуг государственная лоцманская служба или негосударственная организация по лоцманской проводке судов обращается в арбитражные суды. (См., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 6 февраля 2002 г. N 5971/01 по иску автономной некоммерческой организации "Морские лоцманы Находки" к ООО "Судоходная компания "Дальэко-Плюс" о взыскании задолженности по оплате лоцманских услуг.)
3. Приказом Министерства транспорта РФ от 04.09.2003 N 182 <157> утвержден Перечень участков внутренних водных путей, подлежащих обязательной лоцманской проводке.
--------------------------------
<157> См.: Приказ Министерства транспорта РФ от 04.09.2003 N 182 "Об утверждении Перечня участков водных путей РФ, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке" // Российская газета. 24.09.2003 N 190.
К их числу относятся:
1. Река Нева от 1358 км до 1385 км - для судов, проходящих Санкт-Петербургские мосты.
2. Река Нева от 1318 км до 1358 км - для судов без двойных бортов и двойного дна, груженных нефтепродуктами или другими наливными опасными грузами.
3. Канал имени Москвы и Москворецкая система, Волго-Донской судоходный канал, Волго-Балтийский водный путь от Санкт-Петербурга до Череповца и Беломорско-Балтийский канал - для судов, перевозящих взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества и боеприпасы.
4. Все участки внутренних водных путей - для судов, осуществляющих буксировку или толкание спецобъектов.
5. Для шлюзующихся судов, имеющих размеры, уменьшающие габаритные запасы камер шлюзов, указанные в пункте 5 Правил пропуска судов и составов через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 24 июля 2002 г. N 100 "Об утверждении Правил пропуска судов и составов через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 31 июля 2002 г., регистрационный N 3643), или со сверхгабаритными грузами.
4. Особенности лоцманской проводки иностранных судов осуществляются на основании статей, предусмотренных в разд. 4 Приказа Министерства транспорта РФ от 03.02.1995 N 11, в том числе с учетом рекомендаций Международной морской организации (ИМО).
5. Для улучшения путевых условий разрабатываются программы гарантированных габаритов судовых ходов.
С Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России подписываются соглашения об обеспечении судоводительной гидрометеорологической информацией; издаются навигационные карты с координатной сеткой основных водохранилищ; проводятся разработки отраслевых стандартов электронных навигационных карт и спутниковой навигационной системы автоматической проводки судов на внутренних водных путях; проводятся испытания электронно-картографической системы в районах некоторых водохранилищ (Ладожское, Онежское озера и др.).
Из оперативных вопросов путейской составляющей безопасности судоходства в настоящее время наиболее актуальными выступают проблемы реконструкции судоходных трасс на Волго-Балтийском водном пути, решение вопросов навигационного оборудования судовых ходов в нижневолжском бассейновом округе. Система управления за безопасностью судоходства и непосредственно судов внутреннего плавания подвергается сертифицированию на предмет соответствия установленным стандартам, правилам, нормам. Государственный надзор за соблюдением правил сертификации на всех видах транспорта осуществляет Министерство транспорта РФ <158>.
--------------------------------
<158> См.: Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 "Об утверждении Положения "О Министерстве транспорта РФ" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3342; 2006. N 15. Ст. 1612; 2006. N 52. Ст. 5587.
Глава VII. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА ОТ СТОЛКНОВЕНИЯ СУДОВ