НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 15.26 КОАП РФ Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности

1. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" <144> устанавливает, что правовое регулирование банковской деятельности в России осуществляется Конституцией РФ, названным Законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <145>, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

--------------------------------

<144> См.: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; СЗ РФ. 2007. N 1. Ст. 9.

<145> См.: Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790; 2007. N 1. Ст. 10.

Согласно ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Этот запрет превращает банки в коммерческие юридические лица со специальной компетенцией, поскольку они могут совершать только те операции и сделки, которые прямо предусмотрены законом, либо обеспечивающие операции и сделки. Установленный действующим законодательством запрет имеет чисто экономический аспект, так как в данном случае решается проблема о допустимости или недопустимости смешивания промышленного и финансового капитала.

В статье 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", где содержится данный запрет, речь идет не о фактическом осуществлении деятельности, а о ее юридическом оформлении. Кредитная организация не вправе от своего имени и за свой счет заниматься производственной, торговой, страховой деятельностью, т.е. осуществлять ее непосредственно.

Однако действующее законодательство не запрещает кредитной организации создавать дочерние и зависимые общества, осуществляющие указанные виды деятельности. Тем самым кредитная организация получает возможность выполнять запрещенные виды деятельности опосредованно, владея частью уставного капитала хозяйственного общества. С правовых позиций такая деятельность будет вполне законной.

2 - 3. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы (ст. 62) <146>:

--------------------------------

<146> См.: Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790; 2007. N 1. Ст. 10.

- предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

- максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

- максимальный размер крупных кредитных рисков;

- нормативы ликвидности кредитной организации;

- нормативы достаточности собственных средств (капитала);

- размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

- минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

- нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

- максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Интересным представляется факт наличия коллизии в некоторых нормах КоАП РФ и ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". За нарушение организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований в соответствии с ч. 2 ст. 15.26 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. В случае если подобные действия создают реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), то размер административного штрафа согласно ч. 3 комментируемой статьи увеличивается до сорока тысяч и даже пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 15.26 КоАП РФ).

Одновременно в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусмотрены иные меры ответственности за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности, в том числе предписаний Банка России.

За нарушение кредитной организацией законодательства РФ, в том числе предписаний Банка России, а также за непредставление или представление недостоверной информации, Банк России в порядке ст. 74 названного Закона имеет право наложить на кредитную организацию штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала. Если же предписания ЦБ РФ не были выполнены в срок либо совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе применять санкции к кредитной организации в виде штрафа в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала

Практика Федерального арбитражного суда Московского округа складывается исходя из необходимости применения КоАП РФ <147>. При этом не принимаются во внимание доводы ЦБ РФ, по мнению которого в части ответственности подлежит применению более поздний Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", предусматривающий в ст. 74 более строгую ответственность за правонарушение, совершенное банком.

--------------------------------

<147> См.: Постановление ФАС МО от 23 октября 2003 г. N КА-А40/8434-03; Постановление ФАС МО от 11 июня 2003 г. N КА-А40/3476-03; Постановление ФАС МО от 11 марта 2003 г. N КА-А40/818-03; Постановление ФАС МО от 25 февраля 2003 г. N КА-А41/552-03-п.

В качестве аргументов в поддержку применения ст. 15.26 КоАП РФ, как правило, приводятся следующие суждения:

Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не может устанавливать административную ответственность, поскольку законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ. При этом нельзя рассматривать ответственность по ст. 74 указанного Закона как специальную публично-правовую санкцию, поскольку аналогичный состав уже предусмотрен в КоАП РФ, устанавливающем административный вид ответственности.

Другим обстоятельством, подтверждающим неприменение норм ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" служит ужесточение им административной ответственности. Между тем в соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. То есть распространяется в том числе на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Напротив, закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Таким образом, для ужесточения ответственности требовалось внести изменения в КоАП РФ, а не принимать другой законодательный акт, вступающий в противоречие с административным кодексом. Даже в случае внесения соответствующих изменений в КоАП РФ ужесточение наказания не могло бы иметь обратной силы.