НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Комментарий к статье 6 ГСК РФ Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности

Глава 2 комментируемого Кодекса посвящена вопросам разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

Статья 6 раскрывает полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации полномочия в области градостроительной деятельности на федеральном уровне осуществляют несколько органов государственной власти. Так, Министерство регионального развития Российской Федерации на основании Постановления Правительства РФ от 26 января 2005 г. N 40 (в ред. от 21 апреля 2006 г.) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Министерство регионального развития Российской Федерации принимает следующие нормативные правовые акты:

федеральные градостроительные нормативы и правила в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий в области градостроительства;

порядок разработки, регистрации, утверждения, введения в действие и пересмотра государственных градостроительных нормативов и правил;

порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации.

Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Положение о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 286 (в ред. от 19 мая 2005 г.). В соответствии с данным Постановлением Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству организует:

проведение в установленном порядке государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации;

подготовку и переподготовку специалистов в области архитектуры и градостроительства;

формирование и ведение государственного фонда комплексных инженерных изысканий для строительства.

Функции по инвентаризации объектов капитального строительства выполняет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Агентство также осуществляет ведение государственного градостроительного кадастра. Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418 (в ред. от 15 ноября 2006 г.).

Комментируемой статьей выделяются следующие полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности.

1. Подготовка и утверждение документов территориального планирования Российской Федерации.

Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования подразделяются на:

1) документы территориального планирования Российской Федерации;

2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;

3) документы территориального планирования муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в области:

1) развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи;

2) обороны страны и безопасности государства;

3) развития энергетики;

4) использования и охраны лесного фонда;

5) использования и охраны водных объектов;

6) развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения;

7) защиты территорий двух и более субъектов Российской Федерации, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

8) развития космической деятельности;

9) естественных монополий;

10) в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации областях.

2. Утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства федерального значения.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

В случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством.

3. Техническое регулирование в области градостроительной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением следующего случая.

В случае отсутствия требований технических регламентов в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, обязательными являются требования к продукции, ее характеристикам и требования к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные федеральными органами исполнительной власти, являющимися в пределах своей компетенции государственными заказчиками оборонного заказа, и (или) государственным контрактом.

4. Установление порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).

Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

5. Организация и проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и государственной экспертизы проектной документации.

Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, или подведомственным ему государственным учреждением.

Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.

6. Установление порядка осуществления государственного строительного надзора и организация научно-методического обеспечения такого надзора.

Государственный строительный надзор осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;

2) реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса.

Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

7. Осуществление государственного строительного надзора в установленных законом случаях.

Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения), указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие Градостроительного кодекса.

Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов обороны может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации. Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

8. Осуществление иных полномочий.

Таким образом, ст. 6 комментируемого Кодекса содержит незакрытый перечень полномочий органов государственной власти РФ в области градостроительной деятельности, который может быть расширен федеральными законами.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" <1> (в ред. от 3 июня 2006 г.) в ст. 6 Градостроительного кодекса были внесены изменения. Из пункта 5 были исключены полномочия органов государственной власти Российской Федерации по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации, а также был добавлен новый п. 5.1, которым были установлены объекты, по которым организация и проведение государственной экспертизы проектной документации остается в ведении органов государственной власти Российской Федерации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 10.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" п. 5.1 был изложен в новой редакции. Данная редакция уточняет объекты, государственная экспертиза проектной документации которых относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности.

Этим же Федеральным законом данная статья была дополнена п. 7.1, в соответствии с которым органы государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности имеют право контролировать органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в сфере соблюдения законодательства о градостроительной деятельности.