НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Комментарий к статье 1522 ГК РФ Заявка на географическое указание

1. Нормы, составляющие содержание ст. ст. 1522 - 1533 ГК, вошедших в подпараграф 3 § 3 гл. 76 Кодекса, регулируют не только "государственную регистрацию наименования мест происхождения товара" в собственном смысле слова и не только "предоставление исключительного права" на это наименование, а всю процедуру предоставления государством в лице федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатента) правовой охраны конкретному наименованию места происхождения товара и исключительного права на это наименование конкретному правообладателю.

Эта административно-правовая по своей природе процедура, конечным результатом которой должно быть возникновение на основании публично-правового ненормативного акта исполнительной власти субъективного гражданского права, подразделяется на следующие стадии:

а) подача заявки на наименование места происхождения товара (см. ст. ст. 1522, 1527 ГК);

б) формальная экспертиза заявки на наименование места происхождения товара (см. ст. ст. 1523, 1524 ГК);

в) экспертиза обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара (см. ст. ст. 1523, 1525 ГК);

г) решение федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности по результатам заявленного обозначения (см. ст. ст. 1526, 1528 ГК);

д) собственно государственная регистрация наименования места происхождения товара и (или) исключительного права на это наименование (см. ст. ст. 1529, 1532 ГК);

е) выдача свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара (см. ст. ст. 1530 - 1532 ГК);

ж) публикация сведений о государственной регистрации наименования места происхождения товара (см. ст. 1533 ГК).

На каждой из этих стадий действия (бездействие) заявителя и правообладателя, равно как и федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности и уполномоченных им лиц, влекут определенные правовые последствия.

2. В основе ст. 1522 лежит ст. 32 Закона о товарных знаках, с рядом существенных уточнений и редакционных изменений.

3. В статье 1522, как и в других статьях § 3 гл. 76 ГК, имеются в виду два вида заявок, обнимаемые в тексте Кодекса для краткости общим названием "заявка на наименование места происхождения товара":

заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование. Такая заявка должна подаваться тогда, когда указанному в ней наименованию правовая охрана в России еще не предоставлена;

заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное в России наименование места происхождения товара.

При этом в обоих случаях "заявкой" нередко называется весь комплект документов, в который входят, кроме собственно заявки, предусмотренной п. 3 ст. 1522, прилагаемые к ней документы, в т.ч. те, которые указаны в п. п. 5 и 6 ст. 1522. В этом смысле сама заявка и прилагаемые к ней документы могут называться общим термином "документы заявки" (п. 7 ст. 1522).

4. Различия в правилах ст. 1522, определяющих содержание двух разных видов заявок на наименование места происхождения товара, незначительны.

Более существенные различия в документах, приложение которых к заявкам необходимо в силу п. 5 ст. 1522.

К заявке на государственную регистрацию наименования находящегося в России места происхождения товара должно быть приложено заключение о том, что это наименование отвечает критериям (признакам) охраноспособности таких наименований, предусмотренным в ст. 1516 ГК. Это заключение должно исходить от органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

В настоящее время эти органы определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2004 N 481 "О Перечне федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара" <1>. В соответствии с этим Постановлением такими уполномоченными органами являются:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 38. Ст. 3806.

Минздравсоцразвития России - в отношении минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды,

Минпромторг России - в отношении изделий народных художественных промыслов,

Минсельхоз России - в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, пива, безалкогольной, алкогольной и спиртосодержащей продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов.

К заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование находящегося в России места происхождения товара должно быть приложено заключение о том, что заявитель производит в границах соответствующего географического объекта товар, обладающий теми особыми свойствами, какие ранее послужили основанием предоставления правовой охраны наименования этого объекта. Названным выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2004 N 481 такие заключения уполномочены давать те же министерства, которые дают заключения об охраноспособности наименований мест происхождения товара.

Если географический объект, наименование которого заявляется в России в качестве наименования места происхождения товара, находится вне пределов России, заявитель должен документально подтвердить свое право на использование этого именования в стране происхождения товара.

5. Более детальные требования к "документам заявки" в развитие тех, которые установлены в ст. 1522, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. Таким федеральным органом является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России). В соответствии с п. 2 ст. 1246 ГК этому Министерству принадлежит право издавать нормативные правовые акты в целях регулирования отношений, связанных с наименованиями мест происхождения товаров, в случаях, предусмотренных Кодексом <1>.

--------------------------------

<1> До издания Минобрнауки России соответствующего нормативного акта следует иметь в виду Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, утвержденные Приказом Роспатента от 25.02.2003 N 24 (БНА РФ. 2003. N 22).

6. В случаях подачи заявки на наименование места происхождения товара через патентного поверенного или иного представителя заявителя заявка может быть подписана не самим заявителем, а его представителем.

Случаи, в которых ведение дел с федеральным органом по интеллектуальной собственности через патентного поверенного, зарегистрированного в этом федеральном органе, обязательно, указаны в п. 2 ст. 1247.

7. Определение даты подачи заявки на наименование места происхождения товара, чему посвящен п. 8 ст. 1522, имеет значение прежде всего для определения срока действия свидетельства об исключительном праве на это наименование (см. п. 1 ст. 1531 ГК).