НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 1405 ГК РФ Исключительное право на секретное изобретение

1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи информация об изобретении, признанном в установленном порядке секретным, переходит в распоряжение органа государственной власти, руководитель которого принял решение о ее засекречивании (ст. ст. 9 и 10 Закона о государственной тайне). Кроме того, ст. 24 указанного Закона предусматривает возможность временного ограничения прав лиц, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне, на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование изобретений, содержащих такие сведения. Наличие этих обстоятельств должно учитываться патентообладателем при использовании запатентованного изобретения. Учитывая, что законодательство о государственной тайне устанавливает ограничения на передачу сведений, составляющих государственную тайну, между предприятиями, организациями и гражданами, патентообладатель ограничен в возможности поиска потенциальных лицензиатов, а также в выдаче лицензий и отчуждении патента.

2. Пункт 2 статьи предусматривает регистрацию договора об отчуждении патента, а также лицензионного договора на использование секретного изобретения в органе, выдавшем патент на секретное изобретение, или его правопреемнике, а при отсутствии правопреемника - в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

3. Пункт 3 статьи основывается на том, что подача заявления об открытой лицензии и об отчуждении патента вступала бы в противоречие с законодательством о государственной тайне, поскольку данные заявления предполагают передачу сведений об изобретении любому лицу. Кроме того, такие заявления не могли бы быть опубликованы, поскольку публикация сведений о заявке и патенте на секретное изобретение запрещена.

4. Пункт 4 статьи устанавливает изъятие из института принудительной лицензии в отношении запатентованного секретного изобретения. Это продиктовано тем, что в данном случае соображения сохранности государственной тайны превалируют над доводами о необходимости наполнения рынка соответствующим товаром. Вместе с тем предусмотренное ст. 1360 ГК право Правительства Российской Федерации разрешить использование изобретения в интересах национальной безопасности без согласия патентообладателя (с его уведомлением об этом в кратчайший срок и выплатой ему соразмерной компенсации) действует и в отношении запатентованных секретных изобретений.

5. Согласно п. 5 статьи лица, которые не имеют доступа к информации о патентах на секретные изобретения, являются (в случае если они тем не менее совершают действия, которые нарушают исключительное право обладателя патента на секретное изобретение) "невиновными нарушителями". Учитывая установленные законодательством ограничения на передачу сведений о секретных изобретениях, до рассекречивания запатентованного изобретения нарушителями могут быть только те лица, которые на законных основаниях имели доступ к сведениям о выданном патенте и использовали запатентованное изобретение без согласия патентообладателя в нарушение норм комментируемого Кодекса. После рассекречивания изобретения или ознакомления с ним в установленном Законом о государственной тайне порядке "невиновный нарушитель" несет ответственность только за последующие действия, но не за те, которые он совершал до рассекречивания.

6. Пункт 6 статьи содержит еще одно ограничение, связанное с секретными изобретениями: он запрещает обращать взыскание на исключительное право на секретное изобретение.