НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Комментарий к статье 1317 ГК РФ Исключительное право на исполнение

1. Принадлежащее исполнителю исключительное право состоит в возможности использовать исполнение любым не противоречащим закону способом. В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК исполнитель может самостоятельно использовать исполнение доступными для него способами (например, разместив самостоятельно созданную запись исполнения на собственном сайте в Интернете), а также по своему усмотрению разрешать его использование другим лицам. По существу, такое разрешение осуществляется путем распоряжения исключительным правом. Исполнитель может распорядиться своим исключительным правом различными способами, в частности отчуждая это право по договору либо предоставляя право использования своего исполнения на основе лицензионного договора.

2. В пункте 2 комментируемой статьи содержится примерный перечень способов использования исполнений, в значительной мере повторяющий перечень п. 2 ст. 1270 ГК о способах использования произведений, охраняемых авторским правом. Перечень п. 2 ст. 1317 отличается от него прежде всего иным расположением способов использования и отсутствием тех способов, которые неприменимы к исполнениям.

Кроме того, в качестве самостоятельного способа использования, типичного именно для исполнений, в подп. 3 п. 2 названа запись исполнения, т.е. фиксация звуков и (или) изображений или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять неоднократное восприятие, воспроизведение и сообщение таких звуков и (или) изображений. Упоминание записи исполнения в качестве одного из способов использования крайне важно, т.к. согласно подп. 1 п. 1 ст. 1304 ГК исполнение признается объектом смежных прав только в том случае, если выражается в форме, допускающей его воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Запись как раз и является основным способом фиксации исполнения в такой объективной форме. Определение записи как фиксации звуков и изображений или их отображений сформулировано достаточно широко, чтобы охватить как современные цифровые технологии, так и, по возможности, технические достижения будущего.

Наряду с записью исполнение может быть зафиксировано и другими способами, в частности путем сообщения "живого" исполнения в эфир или по кабелю (подп. 1 и 2 п. 2 ст. 1317).

Все остальные способы, названные в п. 2 ст. 1317, относятся к использованию записи исполнения. Это, прежде всего, воспроизведение и распространение такой записи (подп. 4 и 5 п. 2 ст. 1317). Относительно воспроизведения записи (как и по поводу воспроизведения произведения в подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК) сделана оговорка, что запись исполнения на электронном носителе, в т.ч. запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением и требует разрешения правообладателя. Исключением является временная запись, составляющая неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, единственная цель которого - правомерно использовать запись или правомерно довести исполнение до всеобщего сведения. Данное исключение, по существу, выступает новым случаем свободного использования исполнения. Его введение объясняется появлением технологических процессов воспроизведения, осуществляемых прежде всего в электронной среде, в частности в мультимедийных сетях, которые основаны на создании промежуточных копий воспроизводимого объекта. Требование получить разрешение правообладателя для создания таких копий могло бы чрезмерно усложнить взаимоотношения с пользователями.

В подпункте 6 п. 2 ст. 1317 в качестве способа использования записи исполнения названы ее сообщение в эфир и по кабелю, а в подп. 7 - доведение записи до всеобщего сведения, под которым понимается предоставление доступа к такой записи через сеть Интернет и иные подобные мультимедийные сети. В пункте 2 ст. 1317 не упомянуто доведение до всеобщего сведения собственно исполнения (это возможно, как и при сообщении исполнения в эфир или по кабелю), однако перечень, как уже подчеркивалось, не является исчерпывающим, поэтому отсутствие упоминания в нем такого способа не означает, что подобное использование не требует разрешения правообладателя.

К самостоятельным способам относится также упомянутое в подп. 8 п. 2 ст. 1317 публичное исполнение записи, т.е. любое сообщение такой записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения (в магазине, на дискотеке, на стадионе), либо в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи (в закрытом клубе, на показе мод, на вернисаже). При этом не имеет значения, воспринимается такая запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.

В Постановлении Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15 указано, что при решении вопроса о том, относятся ли лица к обычному кругу семьи, необходимо учитывать родственные отношения и личные связи, периоды общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства.

В подпункте 9 п. 2 ст. 1317 в качестве способа использования записи исполнения назван также прокат оригинала или экземпляров такой записи. Так как прокат записи исполнения в нем не определен, следует применять определение, приведенное в ст. 626 ГК. В то же время, поскольку прокат является разновидностью договора аренды (ст. 606 ГК), в тех случаях, когда положения § 2 гл. 34 ГК о прокате недостаточно соответствуют специфике отношений, складывающихся по поводу передачи оригинала или экземпляра записи исполнения во временное владение и пользование за плату, к ним могут применяться общие нормы об аренде имущества (п. 1 ст. 6 ГК).

3. Пункт 3 комментируемой статьи содержит положение, которое может рассматриваться как ограничение исключительного права на использование исполнений. В данном случае ГК устанавливает, что изготовление записи исполнения для определенных целей с согласия исполнителя исключает в дальнейшем необходимость получать у исполнителя разрешение на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение этой записи, если они осуществляются в тех же целях. Таким образом, право использовать запись исполнения перечисленными способами предоставляется ее изготовителю.

4. Сходная по своей направленности норма включена в п. 4 ст. 1317. В случае заключения исполнителем договора о его участии в создании аудиовизуального произведения согласие исполнителя на использование его исполнения в составе этого аудиовизуального произведения предполагается. Поскольку данная норма не диспозитивна, это означает, что исполнитель, заключивший договор о своем участии в кинофильме или ином подобном произведении, не может запретить использование своего исполнения в этом произведении. Данное правило корреспондирует содержанию ст. 1240 ГК. В то же время в п. 4 ст. 1317 установлено, что согласие исполнителя на отдельное от аудиовизуального произведения использование звука или изображения, зафиксированных в этом произведении, должно быть прямо выражено в договоре. При отсутствии такого договорного условия исполнитель может возражать против отдельного использования исполнения, поскольку оно выходит за рамки целей, вытекающих из содержания упомянутого договора.

5. В связи с тем, что исключительное право может переходить от первоначального правообладателя - исполнителя к другим лицам, в п. 5 ст. 1317 специально для случаев, когда исполнение используется лицом, не являющимся его исполнителем, предусмотрена оговорка о необходимости соблюдения таким лицом прав авторов исполняемых произведений (см. п. 2 ст. 1315 ГК).