НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 767 ГК РФ Изменение государственного или муниципального контракта

1. Положения п. 1 коммент. ст. устанавливают основания для обязательного для сторон изменения условий государственного (муниципального) контракта. Так, в случае уменьшения уполномоченным органом власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки и, если необходимо, иные условия выполнения работ, а при недостижении соглашения между сторонами государственный (муниципальный) контракт может быть изменен по решению суда (см. подп. 2 п. 2 ст. 450 и п. 2 ст. 452 ГК).

2. Пункт 1 коммент. ст. предусматривает право подрядчика требовать от государственного (муниципального) заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков исполнения работ.

В нарушение требований подп. 2 п. 2 ст. 3 ГК отдельные ФЗ содержат нормы, необоснованно ограничивающие право подрядчика на возмещение убытков, предусмотренное п. 1 коммент. ст. В частности, абз. 1 п. 3 ст. 161 БК закрепляет норму, схожую по содержанию с п. 1 коммент. ст., предусматривающую изменение условий государственного (муниципального) контракта в случае уменьшения бюджетному учреждению ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом абз. 2 п. 3 ст. 161 БК ограничивает право контрагента на возмещение убытков только фактически понесенным ущербом, непосредственно обусловленным изменением условий государственного (муниципального) контракта.

Еще более плачевными для интересов подрядчика по государственному контракту являются положения ч. 9.1 ст. 65 Закона о размещении заказов, согласно которым Правительство РФ вправе устанавливать случаи, в которых с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г. цена государственного контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, заключенного до 1 января 2009 г., должна быть снижена. Причем возмещение убытков, причиненных в связи со снижением цены государственного контракта, не производится.

Указанные нормы БК и Закона о размещении заказов следует признать противоречащими положениям п. 1 коммент. ст. в части ограничения права подрядчика на возмещение убытков. Таким образом, до внесения соответствующих изменений в положения ГК приоритет в регулировании рассматриваемого вопроса должен иметь п. 1 коммент. ст. (см. подп. 2 п. 2 ст. 3 ГК и ч. 1 ст. 2 Закона о размещении заказов).

3. Исходя из положений п. 2 коммент. ст., изменение условий государственного (муниципального) контракта по общему правилу не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. С учетом положений ч. 1 ст. 2 Закона о размещении заказов и подп. 2 п. 2 ст. 3 ГК, обеспечивающих основополагающее значение ГК в регулировании порядка изменения государственного (муниципального) контракта, норма ч. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов, выделяющая отдельные условия государственного (муниципального) контракта, изменение которых не допускается в отсутствие специальных указаний закона, должна толковаться во взаимосвязи с п. 2 коммент. ст. Так, по общему правилу не допускается изменение не только тех условий государственного (муниципального) контракта, которые прямо перечислены в ч. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов, но и любых иных условий государственного (муниципального) контракта. При этом условия, указанные в ч. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов, могут изменяться только в случаях, предусмотренных положениями ч. 6 - 6.6 и 8.1 ст. 9 Закона о размещении заказов.

4. Случаи изменения цены государственного (муниципального) контракта предусмотрены ч. 4.1, 4.2, 6, 6.2 - 6.4 ст. 9 Закона о размещении заказов. При этом следует учитывать, что при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства начальная (максимальная) цена государственного (муниципального) контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта (см. ч. 7.2 ст. 9 Закона о размещении заказов). Согласно разъяснениям МЭР инфляционные риски относятся к коммерческим рискам подрядчика, которые он должен предусмотреть при формировании предложения на основании объявленных условий торгов или запроса котировок цен на работы, а следовательно, данные риски не могут быть компенсированы за счет средств государственного бюджета (см. письмо Минэкономразвития России от 4 декабря 2008 г. N Д05-5503 // СПС "КонсультантПлюс").

5. Изменение объема работ при изменении потребности в таких работах или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом, возможно только в отношении определенных видов работ и только в случае если это предусмотрено конкурсной документацией. Предусмотренный государственным (муниципальным) контрактом объем работ может быть изменен не более чем на 10%. При этом увеличение объема работ не обязательно влечет за собой соответствующее увеличение цены работ, так как пропорциональное изменение цены государственного (муниципального) контракта является правом, а не обязанностью государственного (муниципального) заказчика. Напротив, в случае уменьшения объема работ при сокращении потребности в таких работах государственный (муниципальный) заказчик обязан изменить цену контракта соответствующим образом (см. ч. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов).

6. Соглашения об изменении условий государственного (муниципального) контракта, заключенные в случаях, прямо не предусмотренных законом, являются ничтожными в соответствии со ст. 168 ГК.