НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 329 АПК РФ Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)

1. Помимо комментируемой статьи вопросы оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) регулируются ст. ст. 121, 128 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а также гл. 24 АПК (см. комментарий к данной главе).

Предметом обжалования в арбитражный суд являются постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, отказ в совершении действий, связанных с исполнительным производством, а также отказ в отводе судебного пристава-исполнителя.

Субъектами обращения с жалобой являются не только стороны исполнительного производства, но и лица, чьи права и интересы нарушены незаконным, по их мнению, постановлением, действиями (бездействием), что соответствует положениям, содержащимся в ч. ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Субъектом жалобы на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя может быть только лицо, заявлявшее отвод. При этом постановление старшего судебного пристава, которым отвод судебного пристава-исполнителя удовлетворен как не нарушающий права заявителя, обжалованию не подлежит.

2. Должностные лица службы судебных приставов состоят на государственной службе в Федеральной службе судебных приставов Министерства юстиции РФ. Соответственно, жалобы на их действия (бездействие) относятся к категории дел, возникающих из публичных правоотношений, об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц.

Исходя из этого частью первой комментируемой статьи предусмотрено, что дела такого рода рассматриваются в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК. Это, в частности, выражается в сокращенных сроках рассмотрения жалобы (десять дней со дня поступления заявления в арбитражный суд), в возложении обязанности по доказыванию законности оспариваемых постановлений, действий (бездействия) должностных лиц на них самих, в праве суда истребовать доказательства по своей инициативе, в принятии итогового акта по результатам рассмотрения жалобы в форме решения, немедленном его исполнении и др.

Жалоба рассматривается в судебном заседании. Взыскатель, должник и должностное лицо службы судебных приставов извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка - не препятствие к разрешению жалобы. Суд, признав жалобу обоснованной, принимает решение о признании совершенного действия незаконным и обязывает должностное лицо устранить допущенное нарушение.

3. В комментируемой статье не разграничивается подведомственность дел по жалобам на постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа между судом общей юрисдикции и арбитражным судом. Поэтому при ее определении необходимо обращаться к положениям Федерального закона "Об исполнительном производстве", в котором данный вопрос получил свое разрешение.

Из взаимосвязанных положений ст. ст. 12, 30, 128 указанного Федерального закона следует, что заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:

- исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

- исполнения требований, содержащихся в отнесенных к исполнительным документам актах органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании с должника - организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, денежных средств. К таким актам прилагаются документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

Статья 46 Налогового кодекса РФ, в частности, предусматривает, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента), организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента), организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента), организации или индивидуального предпринимателя.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента), организации или индивидуального предпринимателя либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента), организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента), организации или индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 47 Налогового кодекса РФ в этом случае взыскание производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве":

- судебных актов, актов других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, совершенных организациями или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, если должником являются организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

- в иных случаях, установленных арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Во всех остальных случаях заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд общей юрисдикции.

4. Споры, связанные с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, рассматриваются в порядке искового производства, что следует из ст. 119 Федерального закона "Об исполнительном производстве". После реализации арестованного имущества спор о его возврате рассматривается также в порядке искового производства. Истцами по делам такого рода могут быть как собственники, так и законные владельцы имущества. Ответчиками по делу являются должник и взыскатель, а если арестованное имущество уже реализовано, то и лица, которым передано имущество.