НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Комментарий к статье 244 АПК РФ Основания отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения

1. Перечень оснований для отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, предусмотренный п. 1 комментируемой статьи, в целом совпадает с основаниями отказа, содержащимися в международных договорах и актах законодательства Российской Федерации (см., например, ст. 9 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности <1> (заключено в г. Киеве 20 марта 1992 г.)).

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 1992. N 1.

2. Указанное в п. 1 ч. 1 ст. 244 АПК основание для отказа направлено на то, чтобы обеспечить исполнение только решений, вступивших в законную силу. Вступление решения иностранного суда в силу должно вытекать из самого решения либо подтверждаться надлежащим документом (о требованиях, предъявляемых к документам иностранного происхождения, см. комментарий к ст. 255 АПК).

Бремя доказывания того, что решение иностранного суда не вступило в законную силу, лежит на должнике. Доказательствами данного обстоятельства, в частности, могут служить соответствующие положения национального законодательства государства, судом которого было принято решение, копия жалобы об отмене состоявшегося решения с доказательством ее принятия к рассмотрению соответствующей судебной инстанцией и др.

3. Процессуальное законодательство иных государств также предусматривает осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Реализация этих принципов предполагает надлежащее уведомление лица, участвующего в деле, о месте и времени судебного разбирательства. Несвоевременное и (или) ненадлежащее извещение стороны, против которой принято решение, о времени и месте судейского разбирательства, а также наличие других уважительных причин, из-за которых сторона не представила суду своих объяснений, нарушают эти принципы судопроизводства и в соответствии с п. 2 ч. 1 комментируемой статьи являются основанием для отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда. Вопрос об уважительности причин непредставления стороной объяснений разрешается арбитражным судом с учетом всех обстоятельств дела. Наличие таких причин должно быть подтверждено стороной, обратившейся с заявлением.

4. Норма п. 3 ч. 1 ст. 244 АПК выступает процессуальной гарантией от нарушения иностранными судами и арбитражами исключительной компетенции судов Российской Федерации на рассмотрение дел определенной категории. Например, согласно ст. 7.1 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" споры, возникающие при осуществлении государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде. В соответствии с п. 4 ст. 4 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности <1> (заключено в г. Киеве 20 марта 1992 г.), дела о признании недействительными полностью или частично не имеющих нормативного характера актов государственных и иных органов, а также о возмещении убытков, причиненных хозяйственным субъектам такими актами или возникших вследствие ненадлежащего исполнения указанными органами своих обязанностей по отношению к хозяйствующим субъектам, рассматриваются исключительно судом по месту нахождения указанного органа. Указанная в п. п. 3 и 4 компетенция судов не может быть изменена соглашением сторон.

--------------------------------

<1> Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". 1992. N 4.

5. Основания отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, указанные в п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 244 АПК, направлены на недопустимость принятия и исполнения нескольких судебных решений по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию. При рассмотрении дел арбитражными судами Российской Федерации это обеспечивается посредством оставления искового заявления без рассмотрения или прекращения производства по делу (см. комментарий к ст. ст. 148, 150 АПК).

6. В арбитражном процессуальном законодательстве отсутствуют критерии, которые позволяли бы определить, какое решение иностранного суда противоречит публичному порядку Российской Федерации. Представляется, что иностранные решения будут противоречить публичному порядку Российской Федерации, если они противоречат основополагающим принципам права и прежде всего конституционным принципам, в частности обеспечивающим основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, а также судебную власть Российской Федерации.

Основания к отказу в признании и приведении в исполнение решения международного коммерческого арбитража, в силу того что оно противоречит публичному порядку Российской Федерации и нарушает основополагающие принципы российского права, приведены в п. п. 29 - 30 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2005 г. N 96 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов" <1>.

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 2006. N 3 (Обзор).

В нем, в частности, как не отвечающее публичному порядку Российской Федерации оценивается иностранное арбитражное решение, исполнение которого не основано на принципах равенства сторон гражданско-правовых отношений, добросовестности их поведения, соразмерности мер гражданско-правовой ответственности последствиям правонарушения с учетом вины, а также решение с требованием о возмещении убытков при недобросовестном поведении (злоупотреблении правом) одной стороны.

7. Основания для отказа в признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения отличаются от таких же оснований, относящихся к решениям иностранных судов, что обусловлено различной правовой природой иностранного суда (государственный орган, осуществляющий публичную судебную власть) и иностранного арбитража (не является таким органом). Общим основанием отказа является лишь противоречие решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения публичному порядку Российской Федерации. Иные основания для отказа в признании иностранного арбитражного решения и приведении его в исполнение предусмотрены ч. 4 ст. 239 АПК, к которой отсылает ч. 2 ст. 244 данного Кодекса (см. комментарий к ст. 239 АПК).

Налоговый кодекс
Минфин РФ
ФНС РФ
Кодексы РФ
Популярные материалы