НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 230 АПК РФ Оспаривание решений третейских судов

1. Третейские суды - это альтернативные государственному суду органы, создаваемые в сфере частных отношений для разрешения между их участниками споров экономического характера. Способ разрешения в этой сфере возникающих конфликтов посредством третейского разбирательства известен во всем мире. Третейское разбирательство осуществляется в форме постоянно действующих арбитражей (в частности, третейские органы при торгово-промышленных палатах), а также в форме разбирательств, образуемых спорящими сторонами для разрешения конкретного конфликта (арбитраж ad hoc - на случай его возникновения).

В Российской Федерации организация и деятельность третейских судов регулируются рядом законодательных актов, основными из которых являются Федеральный закон от 24 июля 2002 г. "О третейских судах в Российской Федерации" и Закон РФ от 7 июня 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже". Указанные Законы предусматривают образование постоянно действующих третейских судов, а также третейских судов для разрешения конкретного спора. В качестве постоянно действующих судов Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже", в частности, предусматривает Международный коммерческий арбитражный суд и Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате РФ.

2. По буквальному толкованию ч. 2 комментируемой статьи субъектами обращений в арбитражный суд об оспаривании решений третейских судов могут быть лица, участвовавшие в третейском разбирательстве, состав которых определен ст. 40 АПК. Однако сложившаяся судебная практика, основываясь на положении ч. 1 ст. 46 Конституции РФ и ч. 1 ст. 4 АПК, признает право на обращение за лицами, не участвовавшими в третейском разбирательстве, если принятым решением нарушаются их охраняемые законом права и интересы (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 29 апреля 2004 г. N КГ-А40/2877-04 <1>; информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2005 г. N 96 <2>).

--------------------------------

<1> Архив ФАС Московского округа.

<2> Вестник ВАС РФ. N 3. 2006 (Обзор).

По смыслу комментируемой нормы во взаимосвязи с положениями ст. 233 АПК и с учетом позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, закрепленной в указанном информационном письме, при рассмотрении заявления об отмене решения третейского суда арбитражный суд не вправе пересматривать существо принятого решения. При рассмотрении заявления арбитражный суд лишь устанавливает обстоятельства, которые исключали для третейского суда возможность рассмотрения дела и разрешения спора.

По правилам § 1 гл. 30 АПК может быть оспорено решение третейского суда или международного коммерческого арбитража, принятое на территории Российской Федерации, которым дело разрешено по существу. Если на основании ст. 40 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" стороны предусмотрели в третейском соглашении, что решение третейского суда будет являться окончательным, то это обстоятельство исключает возможность оспаривания решения в арбитражном суде.

3. Заявление об отмене решения третейского суда подается в трехмесячный срок с момента получения решения стороной по делу. Данный срок является процессуальным, что оставляет возможность в случае его пропуска заявить перед арбитражным судом ходатайство о его восстановлении по правилам ст. 117 АПК. Рассмотрение заявления об отмене решения третейского суда отнесено к подсудности арбитражного суда субъекта Российской Федерации, на территории которого оно было принято.

4. В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ (в ред. федеральных законов по состоянию на 27 декабря 2009 г.) размер государственной пошлины по делам об отмене решений третейских судов регламентирован специальным налоговым законом, которым (ст. ст. 64, 333.41 НК) предусмотрено право арбитражного суда по ходатайству заинтересованного лица уменьшить размер государственной пошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату.

5. На основании ч. 5 комментируемой статьи могут быть оспорены решения иностранного арбитражного суда, при принятии которых были применены законы Российской Федерации. Однако это касается решений международного коммерческого арбитража, вынесенных на территории государства, участвующего в Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г., ратифицированной Российской Федерацией 27 июня 1962 г. <1>. Этот вывод следует из положения ч. 1 ст. IX данной Конвенции и подтвержден судебной практикой (см. п. 10 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2005 г. N 96).

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 1993. N 10.

Комментируемой нормой предусмотрена возможность подачи заявления в арбитражный суд по месту нахождения или жительства должника - стороны третейского разбирательства. Если оно неизвестно, то заявление подается по месту нахождения его имущества, что служит дополнительной процессуальной гарантией защиты прав заявителя при обращениях такого рода.