Поиск по сайту

Федеральные законы
  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 540-ФЗ

    "О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 522-ФЗ

    "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 535-ФЗ

    "О внесении изменений в статью 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 505-ФЗ

    "О внесении изменений в статьи 23.22 и 23.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 533-ФЗ

    "О внесении изменений в статьи 76.1 и 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 527-ФЗ

    "О внесении изменений в статьи 46 и 54 Федерального закона "О связи"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 565-ФЗ

    "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" по вопросам установления контроля за операциями отдельных категорий физических лиц"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 514-ФЗ

    "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 560-ФЗ

    "О внесении изменений в статьи 2 и 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части установления запрета на производство и (или) оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 561-ФЗ

    "О внесении изменения в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 503-ФЗ

    "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 564-ФЗ

    "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 526-ФЗ

    "О внесении изменения в статью 49 Федерального закона "Об использовании атомной энергии"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 545-ФЗ

    "О внесении изменений в статьи 11 и 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 499-ФЗ

    "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов от 6 июня 2016 года"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 521-ФЗ

    "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 544-ФЗ

    "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 507-ФЗ

    "О внесении изменений в статьи 6 и 11 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 506-ФЗ

    "О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 1 и 15 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 563-ФЗ

    "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 509-ФЗ

    "О внесении изменений в статьи 31 и 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 572-ФЗ

    "О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 532-ФЗ

    "О внесении изменений в статьи 27 и 47.6 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 515-ФЗ

    "О внесении изменений в статью 26.1 Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и статью 66 Водного кодекса Российской Федерации"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 570-ФЗ

    "О внесении изменения в статью 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 523-ФЗ

    "О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 562-ФЗ

    "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 551-ФЗ

    "О внесении изменения в статью 48 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 525-ФЗ

    "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 550-ФЗ

    "О внесении изменения в статью 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Письмо ФНС России от 04.12.2017 N СА-4-9/24515@ "О росте жалоб за 9 месяцев 2017 года"

Главная>Приказы и письма Минфина и ФНС России>Письмо ФНС России от 04.12.2017 N СА-4-9/24515@

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 4 декабря 2017 г. N СА-4-9/24515@

О РОСТЕ ЖАЛОБ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2017 ГОДА

Федеральная налоговая служба на основании проведенного анализа данных отчета по форме N 3-НС "Сведения о результатах работы по урегулированию споров в досудебном порядке" (далее - отчет N 3-НС) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и Межрегиональной инспекции ФНС России по Сибирскому федеральному округу (далее - Управления) за 9 месяцев 2017 года, сообщает следующее.

По итогам 9 месяцев 2017 года рассмотрено на 4% жалоб больше, чем за 9 месяцев 2016 года. При этом удовлетворено полностью или частично 35% от количества рассмотренных жалоб, что на 1 п.п. больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Рост количества жалоб за 9 месяцев 2017 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года обусловлен увеличением количества споров, связанных с обжалованием результатов камеральных налоговых проверок. Так, жалоб на решения, вынесенные по результатам проведения камеральных налоговых проверок, на 17% больше, чем за 9 месяцев 2016 года. Из них налоговыми органами удовлетворено 43% жалоб от количества рассмотренных или на 5 п.п. больше прошлогоднего показателя.

Кроме того, на 18% возросло количество рассмотренных жалоб на решения, вынесенные в рамках статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), удовлетворено 45% таких жалоб.

Представленная управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации информация свидетельствует, что рост жалоб по камеральным налоговым проверкам произошел в связи с увеличением количества случаев оспаривания результатов проверок налоговых деклараций (расчетов) по налогу на доходы физических лиц (на 130%), налогу на добавленную стоимость (на 13%).

Следует отметить, что в общем количестве рассмотренных жалоб на результаты камеральных налоговых проверок по НДФЛ больше половины (63%) составляют жалобы на решения, вынесенные по результатам проведения камеральных налоговых проверок в отношении расчетов по форме N 6-НДФЛ, из которых удовлетворено 62%. При этом в 99% от общего количества рассмотренных жалоб указанной категории оспорено привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе предусмотренное статьей 123 Кодекса (97%), подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 126 Кодекса (1%) и пунктом 1 статьи 126.1 Кодекса (0,3%).

Основной причиной обжалования результатов проверок расчетов по форме N 6-НДФЛ и удовлетворения требований налогоплательщиков является применение обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, которые зачастую могли быть установлены и оценены налоговыми органами еще на стадии рассмотрения материалов налогового контроля и вынесения решения (31% от общего количества рассмотренных жалоб данной категории).

Кроме того, требования налогоплательщиков удовлетворялись в связи:

- с представлением в вышестоящий налоговый орган информации и документов, свидетельствующих об отсутствии события налогового правонарушения (22%) (например, доказательств, свидетельствующих о своевременном удержании и перечислении НДФЛ в бюджет и своевременном направлении расчетов по форме N 6-НДФЛ - платежных поручений, квитанций, реестров; ведомостей);

- с неправильным применением норм Кодекса (18%) (привлечение к ответственности не налоговых агентов, а их обособленных подразделений; привлечение к ответственности, предусмотренной подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 126 Кодекса, за несвоевременное представление не первичного, а уточненного расчета по форме N 6-НДФЛ; привлечение к ответственности организаций, не производивших выплат доходов физическим лицам);

- с техническими ошибками при вынесении решений (6%) (неправильным определением сумм НДФЛ, несвоевременно перечисленных в бюджет, при расчете штрафа, предусмотренного статьей 123 Кодекса (двойной учет несвоевременно перечисленной суммы НДФЛ, неправомерный учет своевременно перечисленных сумм).

Кроме того, по результатам рассмотрения за 9 месяцев 2017 года налоговыми органами жалоб на решения, вынесенные в рамках статьи 101.4 Кодекса в отношении расчетов по форме 6-НДФЛ, в 76% случаев требования заявителей удовлетворены. Основными причинами удовлетворения требований заявителей стало применение обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, неправильное применение налоговым органом норм налогового законодательства (в том числе: привлечение к ответственности лиц, у которых обязанность по представлению расчета 6-НДФЛ отсутствует; привлечение к ответственности за недостоверность сведений в расчетах 6-НДФЛ (неверно указан КТМ О, КПП) при отсутствии негативных последствий для бюджета; привлечение к ответственности за несвоевременное представление расчета 6-НДФЛ без учета даты отправки по почте) и представление налогоплательщиком новых документов.

Вместе с тем, Федеральная налоговая служба обращает внимание, что разъяснения спорных вопросов, касающихся применения мер налоговой ответственности в отношении представления налоговыми агентами расчетов по форме N 6-НДФЛ, а также рекомендации для налоговых органов в части обязательного информирования налогоплательщиков (плательщиков сборов, страховых взносов и налоговых агентов) об их праве заявить обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, на стадии подачи возражений и рассмотрении материалов налогового контроля неоднократно доводились до налоговых органов письмами ФНС России от 09.12.2016 N СА-4-9/23659@, от 24.01.2017 N СА-5-9/100дсп@ и от 24.07.2017 N СА-4-9/14406@.

По итогам 9 месяцев 2017 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество рассмотренных жалоб на решения, вынесенные по результатам камеральных налоговых проверок деклараций по налогу на добавленную стоимость, возросло на 13%. Из числа таких жалоб налоговыми органами удовлетворено 36% от рассмотренных, что на 21% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Рост жалоб указанной категории связан с увеличением результативных камеральных налоговых проверок по данному направлению в связи с применением данных ПК "АСК НДС-2" и, соответственно, увеличением отказов в вычетах по НДС по причине применения налогоплательщиками налоговых вычетов по счетам-фактурам, предъявленным проблемными контрагентами вне связи с осуществлением реальной хозяйственной деятельности и выводами налоговых органов о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

В свою очередь причинами удовлетворения таких жалоб являются:

- отсутствие надлежащей доказательственной базы (61%), в том числе отсутствие доказательств влияния взаимозависимости (аффилированности) участников сделки на хозяйственный результат; недоказанность согласованности и направленности действий на получение необоснованного налогового вычета; недоказанность участия налогоплательщика в схеме уклонения от уплаты налогов, выявленной в отношении цепочки контрагентов, а также наличия потерь бюджета; неотражение в обжалуемом решении сути вменяемых налогоплательщику нарушений и ссылок на первичные документы;

- неправильное применение норм налогового законодательства (15%), в том числе выразившееся в отказе в нарушение положений п. 2 ст. 169 Кодекса в применении налоговых вычетов по НДС в связи с ошибками в номерах счетов-фактур, реквизиты которых позволяли идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю; отказ в применении ставки НДС 0 процентов по услугам предоставления железнодорожного подвижного состава и транспортно-экспедиционных услуг в рамках организации международной перевозки; отказ в применении налоговых вычетов по работам, выполненным в предшествующие периоды, но принятым к учету в текущем периоде; отказ в применении ставки 10% в отношении продовольственного товара, поименованного в Общероссийском классификаторе продукции, облагаемой налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации;

- применение обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения (7%);

- представление в вышестоящий налоговый орган дополнительных документов, влияющих на итоговый размер налоговых обязательств (6%).

Вышеуказанное свидетельствует о ненадлежащем качестве налогового администрирования в ряде управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и о наличии потенциала снижения количества жалоб.

В целях сокращения налоговых споров Управлениям необходимо выполнить следующий комплекс мероприятий:

- провести анализ причин роста жалоб, в том числе связанных с обжалованием результатов камеральных налоговых проверок деклараций (расчетов) по налогу на доходы физических лиц и налогу на добавленную стоимость;

- принять меры по повышению качества сбора доказательственной базы и по недопущению принятия налоговыми органами незаконных решений;

- принять меры по информированию налогоплательщиков об их праве на подачу ходатайства о применении обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения при направлении (вручении) налогоплательщикам актов, составленных по результатам проведения мероприятий налогового контроля, а также при рассмотрении материалов налогового контроля.

Ответственность за выполнение данных поручений возлагается на руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и начальника Межрегиональной инспекции ФНС России по Сибирскому федеральному округу.

Заместитель Руководителя

Действительный

государственный советник

Российской Федерации 2 класса

С.А.АРАКЕЛОВ

Популярные статьи и материалы