Поиск по сайту

Налоговая судебная практика
  • Определение ВС РФ N 304-КГ15-12005 от 5 октября 2015 г.

    Таким образом, суды, руководствуясь положениями статей 346.11, 346.14, 346.15 Налогового кодекса РФ, пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для доначисления предпринимателю налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

  • Определение ВС РФ N 308-КГ15-19079 от 5 февраля 2016 г.

    Под перевалкой в целях статьи 164 Налогового кодекса РФ понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация.

  • Определение ВС РФ N 309-КГ14-6449 от 16 декабря 2015 г.

    Основанием для доначисления названных налогов послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом специальных налоговых режимов в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход, поскольку, в нарушение подпункта 15 пункта 3 статьи 346.12 и пункта 2.2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, в проверяемом налоговом периоде среднесписочная численность работников общества составляла более 100 человек.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации
  • Распоряжение Правительства РФ от 16.01.2019 N 18-р

    "О Кузькине Б.П."

  • Распоряжение Правительства РФ от 16.01.2019 N 14-р

    "О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р"

  • Постановление Правительства РФ от 16.01.2019 N 7

    "О порядке возмещения расходов на услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от взимания платы за обеспечение полетов воздушных судов, и внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользоват

Пленум ВС РФ

Решение Верховного Суда РФ от 22.05.2017 N АКПИ17-193 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим в части приложения N 1 "Формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах", утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 27.12.2016 N 313"

Главная>Правовые акты министерств и ведомств>Решение Верховного Суда РФ от 22.05.2017 N АКПИ17-193

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 мая 2017 г. N АКПИ17-193

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре С.Г.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б. Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс" о признании не действующим в части приложения N 1 "Формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах" к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 313,

установил:

приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 313 утверждены формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах (приложение N 1) (далее - Приказ). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 декабря 2016 г., регистрационный номер 45046, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2016 г.

В приложении N 1 к Приказу имеется форма N 1.1 "Реестр регистрации нотариальных действий нотариуса" (далее - Форма N 1.1), состоящая из восьми граф: графа 1 "Реестровый N нотариального действия", графа 2 "Дата совершения нотариального действия", графа 3 "Наименование и место жительства лица (лиц), обратившегося (обратившихся) за совершением нотариального действия, и его (их) представителя (представителей) (при наличии)", графа 4 "Документ, удостоверяющий личность лица (лиц), обратившегося (обратившихся) за совершением нотариального действия, и его (их) представителя (представителей) (при наличии)", графа 5 "Содержание нотариального действия и форма нотариального документа", графа 6 "Взыскано государственной пошлины (по тарифу) или отметка об освобождении от уплаты государственной пошлины (тарифа)", графа 7 "Взыскано платы за оказание услуг правового и технического характера", графа 8 "Подпись лица (лиц), обратившегося (обратившихся) за совершением нотариального действия".

Б. и Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Импульс" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующими в части граф 5, 6, 7 Формы N 1.1, ссылаясь на их противоречие статьям 9, 16, 48 и 50 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1, которые разделяют нотариальные действия и услуги правового и технического характера. По мнению административных истцов, возможность включения в содержание оспариваемых граф данных об услугах правового и технического характера приравнивает такие услуги к нотариальным действиям, что нарушает их право на получение соответствующего закону документа, подтверждающего произведенные расходы на получение услуг нотариуса.

Министерство юстиции Российской Федерации и Федеральная нотариальная палата в письменных возражениях на административное исковое заявление указывают, что оспариваемый в части нормативный правовой акт утвержден в соответствии с требованиями действующего законодательства, которому не противоречит, и не нарушает прав административных истцов.

Б. и Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Импульс" в судебное заседание, о времени и месте которого извещены надлежащим образом, не явились и своих представителей не направили.

В судебном заседании представитель Министерства юстиции Российской Федерации П. и представитель Федеральной нотариальной палаты С.А. не признали административный иск.

Обсудив доводы административных истцов Б., Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс", выслушав возражения представителя Министерства юстиции Российской Федерации П., представителя Федеральной нотариальной палаты С.А., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с частью первой статьи 50 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате все нотариальные действия, совершаемые нотариусом, регистрируются в реестре.

Формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядок их оформления устанавливаются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой (статья 51 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Согласно материалам дела Форма N 1.1 установлена Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой, которая, в свою очередь, указанную форму утвердила решением Правления от 17 ноября 2016 г. N 11/16.

Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти во исполнение требований закона с соблюдением порядка подготовки и принятия нормативного правового акта, его государственной регистрации и опубликования.

Правила оформления реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах установлены Порядком оформления форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах, утвержденным приложением N 2 к Приказу.

Названным порядком предусмотрено, что в графе 5 реестра регистрации нотариальных действий излагается краткое содержание нотариального действия, а также указывается форма нотариального документа, если нотариальный документ изготовлен в электронной форме (пункт 12). В графе 6 реестра указывается цифрами сумма государственной пошлины (нотариального тарифа), взысканной за совершение нотариального действия, либо указываются реквизиты документа (серия, номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего документ), на основании которого возвращается государственная пошлина (нотариальный тариф), и возвращенная сумма (цифрами), либо записывается основание освобождения от уплаты государственной пошлины (нотариального тарифа) и размер предоставленной льготы в рублях. При совершении нотариального действия вне помещения нотариальной конторы в данной графе указывается адрес, по которому совершено нотариальное действие (пункт 17). В графе 7 реестра регистрации нотариальных действий указываются цифрами суммы, полученные нотариусом за оказание услуг правового и технического характера. Если такие услуги не оказывались, в этой графе проставляется прочерк (пункт 18).

Исходя из положений статей 22, 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате финансовое обеспечение деятельности нотариусов предусматривает оплату нотариальных действий, услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, включая услуги правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

По смыслу закона предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера не являются обязательными, они не входят в содержание нотариальных действий, определяемых в соответствии со статьями 9, 16, 48, 50 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, их получение в конкретной правовой ситуации зависит от согласия лица, обратившегося к нотариусу.

Вопреки доводам административных истцов оспариваемая в части Форма N 1.1 не допускает отождествления нотариальных действий и услуг правового и технического характера. Это следует из различного содержания ее граф 6 и 7, предусматривающих указание в первом случае суммы государственной пошлины (нотариального тарифа), взысканной за совершение нотариального действия, либо реквизиты документа, на основании которого возвращена государственная пошлина (нотариальный тариф), а во втором - суммы, полученной нотариусом за оказание услуг правового и технического характера, если такие услуги были оказаны.

Установленные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате регистрация нотариальных действий и формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей не предусматривают ведение отдельного реестра или иной регистрации оказываемых нотариусами услуг правового и технического характера. Являясь по своему правовому содержанию дополнительными по отношению к нотариальным действиям, с которыми связано их возможное оказание, они подлежат отражению в соответствующем таким действиям реестре при условии их предоставления лицу, обратившемуся к нотариусу.

Необходимость документальной фиксации денежных средств, полученных нотариусами за оказание услуг правового и технического характера, обусловлена, как обоснованно указывают административные ответчики, требованиями не только приведенных статей Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, но и законодательства о налогах и сборах (статьи 31, 149, 227 Налогового кодекса Российской Федерации).

Включение в Форму N 1.1 данных о возможных услугах правового и технического характера не приравнивает такие услуги к нотариальным действиям и не может нарушать права административных истцов в указанных ими аспектах.

Нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе статьям 9, 16, 48 и 50 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, оспариваемая в части Форма N 1.1 соответствует, что в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела влечет принятие решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Б., Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс" о признании не действующим в части приложения N 1 "Формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах" к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 313 отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО

Популярные статьи и материалы